До недавнего времени, общежития являлись основным местом жительства молодых военных, врачей и студентов. Можно ли оформить в общежитии постоянную регистрацию? Или только временную?
Место регистрации. Каждый гражданин нашей страны должен где-то жить! То есть, у него должно быть место жительства — адрес, к которому он «прикреплён».
Место жительства называют ещё местом постоянной регистрации. Кроме того, в России также действует институт временной регистрации.
Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на свободу перемещения по стране и свободу выбора места жительства.
То есть, любой гражданин РФ, может свободно перемещаться по стране, выбирая себе место жительства, и, как следствие, место постоянной регистрации.
Пока он путешествует, он оформляет себе временную регистрацию в различных регионах.
Перемещение граждан связано не только с путешествиями, но и с выбором места работы или места учёбы.
Так, молодых военнослужащих, только окончивших ВУЗ, могут послать для прохождения службы по контракту в другой регион страны.
И не сразу власти этого муниципального образования предоставят военному отдельную квартиру, особенно, если он не семейный. Ему придётся пожить в общежитии.
Такое же положение касается и молодых врачей и учителей, а также работников других профессий.
Ещё есть студенты — граждане, которые прибывают из других регионов для обучения в ВУЗах крупных городов. Многие из них проживают в общежитии.
Постоянно
Регистрация по месту жительства является постоянной. Она может быть оформлена пожизненно, если гражданин не соберётся переезжать.
Прописка оформляется с рождения ребёнка, и прекращается смертью гражданина, или его переездом.
Оформить её можно только в жилых помещениях, которые отвечают нормам жилищного законодательства, а также санитарным, гигиеническим и инженерным нормам.
Согласно ст. 16 ЖК РФ, к жилым помещениям относятся:
- Квартиры или комнаты в них.
- Частные или загородные дома или доля в них. Дачный домик не может быть местом прописки, так как он не относится к жилым помещениям.
Для оформления постоянной прописки нужно быть либо собственником помещения, либо получить его письменное согласие. Исключение — это прописка в муниципальной квартире.
Получать письменное согласие собственника, то есть государства, не нужно. Оно приобретается «автоматически», когда подписывается договор соцнайма.
Временная прописка
Такая прописка оформляется, если гражданин решил провести в другом регионе более 90 календарных дней.
Тогда он должен уведомить государство о таком своём желании, оформив себе временную регистрацию по месту пребывания.
В отличие от постоянной регистрации, временная может быть оформлена не только в жилом помещении, но и в помещении временного пребывания граждан.
К таковым можно отнести:
- туристический лагерь или турбазу;
- лечебное учреждение длительного лечения или реабилитации — санаторий, пансионат или профилакторий;
- места заключения граждан — тюрьмы или следственные изоляторы, а также колонии-поселения;
- гостиницы и хостелы;
- апартаменты или арендованные квартиры.
То есть, оформить временную регистрацию можно в тех помещениях, которые не являются жилыми, но предназначены для проживания граждан.
Но оформить временную регистрацию на всю жизнь нельзя. Законодательством срок временной прописки органичен. Для граждан РФ он составляет 5 лет, а для иностранцев — 1 год.
Можно ли прописаться в общежитии
Стоит разобраться, является ли общежитие жилым помещением? Да!
Комната расположена в многокомнатном помещении, которое отвечает всем тем требованиям, которые предъявляются законодательством к жилому помещению.
Следовательно, в комнате в общежитии можно оформить и постоянную, и временную регистрацию. Обязательно ли это делать?
Постоянная регистрация оформляется тогда, когда прописывающийся гражданин приехал жить в это муниципальное образование навсегда, или на срок, превышающий 5 лет.
Это, как правило, молодые военные, педагоги и врачи, которые переселяются в малонаселённые местности по государственным программам.
Другая категория — студенты. Они проживают в общежитии временно — пока не закончат учёбу.
После успешного окончания учёбы, бывший студент может переехать в общежитие для аспирантов, а потом и для преподавателей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в общежитии можно оформить и постоянную, и временную регистрацию. Но нужно получить письменное согласие владельца общежития.
Если оно государственное, то фактически согласие не требуется, так как оно получается «автоматически» при подписании договора соцнайма.
Если общежитие принадлежит ВУЗу, то все хлопоты по оформлению временной регистрации берёт на себя руководство ВУЗа.
Если общежитие принадлежит предприятию, то оформление прописки также занимается административный аппарат.
Без права проживания
Оформление регистрации — это государственная услуга, предполагающая, что гражданина можно будет найти по указанному адресу. А регистрация без права на проживания — это фиктивная прописка.
За совершение таких действий привлекается к административной ответственности не только тот, кто прописался и не проживает, но и тот, который допустил это — то есть собственник или наниматель жилого помещения.
Согласно ст. 19.15.1 и ст. 19.15.2 КоАП РФ, размер штрафа, который придётся заплатить нанимателю или собственнику помещения — от 2 до 3 тысяч рублей.
Если подобное правонарушение произойдёт в городе федерального значение — Москва или Санкт-Петербург, то размер штрафа увеличивает от 3 до 5 тысяч рублей.
Размер штрафа, который накладывается на юридические и должностные лица, выше в несколько раз.
Поэтому при обнаружении фиктивной прописки в общежитии будет оштрафован собственник (например, ВУЗ или предприятие), а также и лицо, ответственное за оформление прописки (например, сотрудник отдела кадров).
Размер штрафа следующий:
Для юридических лиц | в Москве и Санкт-Петербурге — от 300 до 800 тысяч рублей,а в других городах — от 250 до 750 тысяч рублей |
Для должностных лиц | в городах федерального значения — от 30 до 50 тысяч рублей, в других городах и населённых пунктах — от 20 до 50 тысяч рублей |
Поэтому оформить регистрацию в общежитии без проживания нельзя, не нарушив закон.
Студентов
Приезжая на учёбу в другой город, студентам, которым негде проживать, предоставляется общежитие на время учёбы.
В нём необходимо обязательно зарегистрироваться. Оформлять постоянную прописку не нужно, но временную нужно обязательно.
Видео: прописка ребенка в общежитии
Для оформления временной регистрации, руководитель учебного заведения должен:
В назначенный день собрать всех иногородних студентов, которым нужна временная регистрация | каждый студент должен самостоятельно написать заявление и сделать копию паспорта |
Взамен паспорта руководитель учебного заведения выдаёт на руки каждому студенту временное удостоверение личности | которое имеет такой же юридический статус, что и паспорт, но только временно |
Через 7 календарных дней снова собрать всех иногородних студентов | и выдать им на руки их паспорта или свидетельство о временной регистрации |
Без номера комнаты
Прописка без указания номера комнаты возможна в том случае, если собственником общежития является государство в лице муниципалитета.
Можно ли получить прописку в СНТ читайте в статье: можно ли прописаться в СНТ в 2017 году.Нужно ли разрешение собственника на прописку ребенка, читайте здесь.
В этом случае, в паспорте прописанного человека будет стоять точный адрес и слово «общежитие».
Если комната приватизирована, то есть её собственником является физическое лицо, то в паспорте будет стоять штамп, с указанием номера комнаты.
При регистрации несовершеннолетнего ребёнка в комнате, где проживают его родители, или один из родителей, необходимо указывать номер комнаты.
Если оформляется временная регистрация, то номер комнаты также можно не указывать. Это не нарушает норм действующего законодательства.
Как известно, комнату в общежитии приватизировать сложно, но можно! Для этого необходимо вывести её за баланс собственника, и «закрепить» за конкретным физическим лицом.
После этого подготовить необходимый пакет документов, и приватизировать её. Но это можно сделать только в том случае, если комната занята по договору соцнайма.
Когда комната будет приватизирована, в адресе собственника поменяется слово «общежитие», и появится слово «квартира» с указанием номера комнаты.
Процесс получения
Чтобы прописаться в комнату в общежитии, которое находится на балансе муниципального образования, учебного заведения или предприятия, необходимо посетить паспортный стол в ЖЭУ по адресу нахождения этого общежития.
Прописываемый должен явиться самостоятельно, если комната в общежитии находится в его собственности или в собственности государства.
Если же собственником является ВУЗ или предприятие, то обязанность по прописке «ложится на их плечи». В обязанности прописывающегося входит только заполнение заявления.
Документы нужно отдать сотруднику паспортного стола. Документы представляются и в копиях, и в оригинале.
Сотрудник проверяет не только правильность заполнения заявления, но и устанавливает подлинность всех документов.
Если ошибок нет, то копии документов принимаются, а оригиналы отдаются заявителю.
Кроме того, паспортистка назначает дату, когда нужно явиться в территориальный отдел ФМС и, либо поставить штамп о постоянной прописке, либо получить свидетельство о временной.
Есть альтернатива паспортному столу — МФЦ. Это многофункциональные центры, являющиеся посредниками между населением и госорганами.
С помощью МФЦ можно оформить прописку. Порядок действий такой же, как ив паспортном столе.
Но может увеличиться время оформления прописки, так как стоит учитывать тот факт, что документы поступают в ФМС не напрямую, а через посредника — МФЦ. Срок может увеличиться на 2-3 календарных дня.
Если заявитель зарегистрирован на сайте «Госуслуги», то можно воспользоваться этим сервисом.
С его помощью можно оформить прописку, не отходя от компьютера. Даже если регистрации нет, то это не сложно!
Как только регистрация пройдёт успешно, можно заполнить заявление в электронной форме и прикрепить к нему необходимые документы.
Когда все документы будут отправлены с помощью этого портала, на указанный при регистрации адрес электронной почты придёт письмо-подтверждение.
В нём также будет указана дата, когда заявителю необходимо явиться в ФМС по адресу новой прописки, и поставить штамп в паспорт или получить свидетельство о временной регистрации.
Необходимые документы
Чтобы оформить постоянную или временную регистрацию в комнате в общежитии, в территориальный орган ФМС необходимо представить следующие документы:
Свой паспорт | и документы на комнату. Если она находится в собственности, то нужно предъявить свидетельство о собственности или выписку из ЕГРП. Если же комната находится на балансе муниципального образования, то необходим договор соцнайма |
Заявлениена оформление прописки | если комната принадлежит нескольким собственникам, то необходимо их письменное согласие. Если прописывается один из собственников или же несовершеннолетний ребёнок одного из собственников, то согласие оформлять не нужно |
Если общежитие принадлежит учебному заведению или же предприятию, то оформлять прописку будет руководство или уполномоченный сотрудник.
Если прописываемый приехал на время исполнения своих трудовых обязанностей на определённое время, то сотрудники ФМС могут потребовать копию трудового договора.
Кроме того, для сотрудников предприятий предусмотрены дополнительные документы для прописки:
Военный билет и страховой полис | оригиналы и копии |
Медицинская справка | и трудовой договор с указанием срока исполнения трудовых обязанностей |
Студенты должны подтверждать своё право на продление временной регистрации справкой с места учёбы.
Если гражданин, оформляющий прописку на постоянное место жительства, прибыл из другого муниципального образования, необходимо предъявить листок выбытия.
Он оформляется в паспортном столе по «старому» адресу в 2-ух экземплярах. Затем один экземпляр передаётся в ФМС по новому адресу.
С предыдущего места жительства такого гражданина выписывают только после того, как пропишут по новому адресу.
Возникающие трудности
При оформлении прописки в комнате в общежитии, может возникнуть несколько проблем:
Подозрения в оформлении фиктивной прописки | особенно часто это делают иностранные граждане, для того чтобы «зацепиться» в нашей стране |
Не всегда собственник общежития спешит исполнять свои обязанности по регистрации проживающих у него граждан | как правило, это касается учебных заведений |
Довольно сложно оформить постоянную регистрацию в общежитии | обычно постоянную прописку оформляют молодым военным или специалистам, прибывшим для прохождения службы или работы. Но у них, как правило, есть на руках контракт или срочный трудовой договор. Поэтому и им оформляют временную регистрацию с возможность продления, если будет продлён контракт или договор |
Приватизировать комнату в общежитии довольно сложно | поэтому и оформить постоянную прописку также сложно |
Какой период можно проживать без регистрации
Можно ли жить в общежитии без прописки? Можно! Но определённый срок. Стоит помнить, что проживать по новому адресу можно не более 90 дней.
То есть, если гражданин планирует задержаться в этом регионе на срок, более 90 календарных дней, он должен оповестить об этом государство посредством постановки на миграционный учёт.
Оформить постоянную регистрацию необходимо в течение 3-ёх календарных дней с момента заполнения листа выбытия.
Если за этот срок гражданин не успевает добраться до нового места жительства, то сотруднику паспортного столу нужно предъявить билет, подтверждающий этот факт.
В противном случае, отсутствие прописки является административным правонарушение, а за него предусмотрен штраф.
Размер штрафа для юридических и физических лиц заметно отличается. Поэтому, если общежитие студенческое, а руководство учебного заведения не оформило своим учащимся временную регистрацию, будет оштрафован и само заведение, и его руководитель.
Нашими гражданами общежитие воспринимается, как временное пристанище или жилище.
Поэтому и регистрацию, чаще всего, в общежитии оформляют временную.
Возможность оформить постоянную есть, но это довольно сложно.