Платить за коммунальные услуги приходится ежемесячно и по достаточно большой сумме. Это одни из самых существенных ежемесячных расходов, отказаться от которых невозможно.
Но иногда пользователи платят за воздух, за услуги, которыми они не пользуются.
Чтобы не стать таким покупателем, нужно внимательно проверять корректность внесенных в платежку данных.
Составляющие платы за услуги ЖКХ
Согласно законодательству, услуги ЖКХ должны предоставляться:
- надлежащего качества;
- в полном объеме;
- по тарифам, которые формируют государственные органы.
При формировании квартплаты учитывается количество израсходованных ресурсов, площадь квартиры, количество зарегистрированных человек и действующие тарифы.
Рассчитывается сумма автоматически компьютерной техникой, вручную данную работу провести достаточно сложно.
Поэтому ошибки при формировании квартплаты практически исключены.
В коммунальные услуги входит:
- Отопление.
- Водоснабжение.
- Газ.
- Водоотведение.
- Электроэнергия.
- Жилищные услуги — обслуживание лифта, водопровода в подъезде, капремонт, вывоз мусора и т.д.
Тарифы формируются на каждую услугу отдельно и корректируются (преимущественно в большую сторону) правительством ежегодно.
Законодательные акты
Статья 156 Жилищного кодекса РФ определяет несколько важных пунктов, касающихся оплаты коммунальных услуг:
Средства, собранные с жильцов | должны направляться на благоустройство дома, улучшение жилищных условий |
Тарифы на коммунальные услуги определяются органами государственной власти | иное может быть предусмотрено в случае, если право управления домом было передано другой компании. Однако корректировка возможна при согласовании с госорганами и после предварительного уведомления плательщиков |
Отражается порядок | формирования оплаты за пользование общего имущества и проведение капитального ремонта |
Размер оплаты за капитальный ремонт здания | может быть увеличен в большую сторону после собрания жильцов дома. Управляющая компания и другие органы не имеют полномочия самостоятельно корректировать сумму взносов |
Действующие тарифы
Согласно статье 157 Жилищного кодекса РФ:
Тарифы ЖКУ | устанавливаются органами государственной власти |
Тарифы могут корректироваться | коммунальными службами и органами муниципальной власти в большую сторону |
Тарифы формируются | в зависимости от региона — самые дорогие услуги в Москве и Московской области |
Узнать действующие тарифы можно в коммунальной службе или в интернете на специализированных сайтах. Также стоимость 1 единицы услуги указывается в платежке.
Индивидуальные приборы учета
С 2012 года все граждане должны были приступить к установке приборов учета коммунальных услуг.
В течение 3 лет производился монтаж счетчиков. Граждане, отказавшиеся от установки, платили и платят на порядок больше чем пользователи приборов.
Особенно это стало ощущаться с введением штрафов, размер которых был значительно увеличен в 2017 году.
Но установка счетчиков имеет недостаток — это вероятность допущения ошибок при расчете квартплаты.
Происходит это как случайно, так и намеренно недобросовестными коммунальщиками.
Поэтому необходимо перепроверять корректность введенных данных и сделанных расчетов.
Видео: ошибки в расчетах платежей за ЖКУ
Отдельной строкой в платежке указывается оплата за использование ресурсов, необходимых для функционирования общедомового имущества.
Общее количество потребляемых единиц отопления, воды и электричества равномерно распределяется между всеми квартирами.
Приборы устанавливаются для учета ресурсов:
- горячее и холодное водоснабжение;
- газ;
- электричество.
В одной квартире может быть установлено несколько счетчиков (например, для учета воды в туалете и отдельно в кухне).
Также возможен монтаж приборов учета отопления, но они эксплуатируются преимущественно в новых домах.
Как проверить законное начисление коммунальных платежей
При возникновении сомнений в правильности начисления квартплаты, следует воспользоваться своим законным правом на доступность информации.
Это дает возможность получить подробные сведения о произведенных платежах и сделать перерасчет, отказать в котором коммунальные службы не могут.
При этом необязательно быть уверенным в ошибках или самостоятельно пересчитывать каждую позицию.
Любой гражданин РФ имеет законное право получить доступ к информации о коммунальных платежах.
Если поставщик услуг отказывает в перерасчете или не предоставляет данные после подачи письменного заявления, ему грозит административная ответственность.
Она наступает в том случае, если потребитель подает жалобу в прокуратуру или госорганы.
Проверить корректность сделанных расчетов можно двумя способами — через интернет или коммунальную службу. Оба способа имеют преимущества и недостатки.
Через интернет
Проверить правильность начисления квартплаты очень удобно через интернет.
Для этого не придется выходить из дома, потребуется только выход в сеть:
- Зайти на сайт ФСТ.
- Перейти во вкладку «Калькуляторы».
- Внимательно ознакомиться с текстом и перейти к расчету.
- Заполнить данные.
- Получить расчет.
Стоит обратить внимание, что полученный расчет не всегда точен. Он проводится по тарифам, предоставленным органами исполнительной власти в ФСТ.
Полученные данные стоит принимать как информацию для осведомления.
Но, если показания в платежке и на мониторе компьютера отличаются значительно, то стоит обратиться в управляющую компанию для получения разъяснений.
Данный способ отличается удобством и простотой получения информации.
Из минусов — недостоверность данных. Не стоит сразу впадать в панику или бежать в прокуратуру с обвинениями в обмане.
Для начала, информация перепроверяется в управляющей компании, а затем производится перерасчет.
В управляющей компании
Ответственность за неправильное начисление коммунальных платежей несет управляющая компания.
Если будут обнаружены ошибки, то плательщик вправе обратиться в суд для взыскания материального и морального ущерба.
Об оплате коммунальных услуг по лицевому счету читайте в статье: оплата коммунальных платежей.Как разделить счет на оплату коммунальных платежей в муниципальной квартире, читайте здесь.
За это коммунальщикам грозит серьезный штраф. Поэтому обманывать потребителей им невыгодно.
Но и это не всегда останавливает поставщиков, поэтому периодически проверки нужно проводить.
Чтобы проверить правильность начисления квартплаты через управляющую службу, нужно подать письменное заявление.
Оно пишется в двух экземплярах — одно передается на рассмотрение, второе с подписью принимающего остается у потребителя.
В заявлении указывается суть обращения, претензия. Писать можно в свободной форме.
Если нет возможности обращаться в управляющую компанию очно, допускается подача заявления в электронном виде.
Управляющая компания обязана отреагировать на обращение потребителя в течение 20 дней.
Если ответ отправляется в электронном виде, то срок сокращается вдвое. В нем должны быть отображены сделанные расчеты, результаты проведенного перерасчета.
Если потребителя не устраивает ответ, он вправе обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор или Жилищную инспекцию.
Данные органы компетентны в области проверок коммунальных служб.
Как сэкономить на оплате?
Иногда причиной больших сумм в квитанции к оплате становится нерациональное использование ресурсов.
Перед обращением в управляющую компанию стоит задуматься — а не было ли в прошлом месяце больших затрат электричества или воды.
Экономия ресурсов позволит сократить расходы на квартплату, а чтобы достичь этого, нужно соблюдать несколько правил:
Выходя из комнаты | выключать свет — это элементарное правило соблюдается очень редко, поэтому переплата за электроэнергию бывает колоссальной |
Менять прохудившийся кран, текущий смеситель | всего одна капля в минуту способна растрачивать несколько литров воды в месяц, заставляя платить значительно больше |
Для отделки использовать материалы с низким процентом теплопотерь | это позволит сэкономить на электричестве в период холодов, когда в комнатах будет тепло без подключения дополнительного оборудования |
Использовать энергосберегающие лампочки | не оставлять приборы включенными в режиме ожидания. Такие мелочи позволяют экономить до 300 рублей в месяц на электроэнергии |
Бережно относиться к бытовым приборам | своевременно делать замену технике |
Оформить субсидии | если есть на это основания. Они предоставляются малоимущим гражданам, многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и другим категориям льготников. Оформляется субсидия каждый год |
Также лишние затраты ожидают собственников, в чьей квартире прописаны лица, не проживающие на постоянной основе.
Например, приезжал родственник, ему нужна была местная прописка. После завершения дел он вернулся на родину, не снявшись с регистрационного учета.
Это приводит к увеличению суммы оплаты за услуги, которые тарифицируются, исходя из количества проживающих человек.
Но главный, и самый действенный, способ экономии — это установка счетчиков.
Особенно в 2017 году, когда наказание за отсутствие данных приборов достаточно суровое.
Информация в квитанции
Ежемесячно на имя собственника приходят квитанции с указанной суммой, внести которую необходимо до 10 числа месяца. При получении платежки сразу вносятся показания счетчиков.
В квитанции указана следующая информация:
Адрес, ФИО собственника | количество зарегистрированных человек |
Наименование услуг | стоимость 1 единицы услуги |
Количество израсходованных ресурсов | нормативы |
Сумма к оплате за каждую услугу отдельно | и общая сумма |
Информация | для плательщика — телефоны, адреса и т.д. |
Также в квитанции указываются имеющиеся льготы и субсидии. Если оплата за прошлый месяц была внесена неполной суммой или с опозданием, то начисляются пени.
Они указываются в квитанции в специальной строке. Если же была сделана переплата в прошлом месяца, то сумма также отразится в платежке.
Сумма к оплате рассчитывается с учетом указанной переплаты.
Судебная практика
Столкнувшись с незаконным начислением коммунальных платежей, жаловаться нужно в суд.
Предварительно можно обратиться в Жилищную инспекцию, но чаще всего вопросы данного типа решаются в судебном порядке.
Исковое заявление должно содержать исчерпывающую информацию. Обязательно прикладывается второй экземпляр заявления в управляющую компанию, на котором указана дата обращения и подпись принимающего лица.
Судебная практика показывает, что в результате длительных разбирательств управляющая компания проводит перерасчет и указывает на собственные ошибки.
Если они были сделаны намерено, то руководителю грозит административное наказание.
Но часто ошибки получаются из-за сбоя в работе технике или невнимательности сотрудников. В этом случае избежать серьезной ответственности можно.
Но пострадавшей стороне придется вернуть излишне оплаченные средства и понести материальное наказание.
Не стоит пускать дел на самотек, обнаружив ошибки в расчетах. Если сумма небольшая, молчать не стоит.
В дальнейшем ошибки могут стать существенными и нанести серьезный материальный ущерб семейному бюджету.
Нужно обратиться в управляющую компанию и указать на неправильно сделанные расчеты.
Проверять правильность начисления коммунальных платежей рекомендуется регулярно.
Можно самостоятельно сделать расчеты при помощи калькулятора на сайте ФСТ, либо обратиться в управляющую компанию.
Каждый пользователь коммунальных услуг имеет на это законное право.
А в условиях кризиса, когда у простого населения нет свободных денег, даже минимальные ошибки могут повлечь за собой большие трудности.