Приватизация недвижимых помещений в России в настоящее время осуществляется бесплатно, но несмотря на это заплатить всё же придется. Размер госпошлины за приватизацию в 2017 году установлен в Налоговом кодексе и может отличаться в зависимости от условий проведения и объекта недвижимости.
Сделка на передачу в собственность
Законодатель в редакции от 29.02.2016 г. Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. фактически продлил гражданам право приватизировать помещения жилищного фонда совершенно бесплатно по 28.02.2017 г. включительно.
После этого приватизация будет осуществляться на возмездной основе в доход государства.
То есть для получения в собственность необходимо будет оплатить денежные средства в размере кадастровой стоимости.
Рекомендуем не тянуть больше с приватизацией, поскольку данное решение о продлении действительно может оказаться последним.
Настоящая статья поможет максимально минимизировать расходы по оформлению имущества в собственности.
Гражданское законодательство предполагает множество сделок, направленных на передачу в собственность как движимого, так и недвижимого имущества.
Одной из разновидностей таковых является приватизация, которая имеет ряд специфических особенностей.
Изначально возможность приватизации, как сделки по передаче государственной и муниципальной жилой недвижимости в собственность, была установлена на короткий срок.
В итоге низкая активность граждан послужила основанием для продления сроков программы, которое производилось неоднократно.
В рамках приватизации осуществляется передача государственного имущества, в том числе и муниципального, гражданам или организациям.
В зависимости от объектов передача осуществляется на бесплатной основе, например, объектов жилищного фонда.
Или на платной основе, как правило, в отношении предприятий и коммерческой недвижимости.
Передача имущества осуществляется на основании договорамежду государственными либо муниципальными органами власти и лицом, которое претендует на приватизируемое имущество.
После подписания договора имущество списывается с баланса органов государственной власти и переходит в собственность граждан и организаций.
Главное в Законе
В соответствии с действующим законодательством под приватизацией жилья понимается бесплатное оформление в собственность граждан жилых помещений, находящихся в государственной либо муниципальной собственности.
Характеризующим признаком проводимой приватизации является добровольность.
То есть граждане без какого-либо понуждения самостоятельно принимают решение переводить занимаемой жилье в собственность или нет.
При решении вопроса, связанного с оформлением неприватизированного имущества, следует помнить, что не все объекты жилого фонда попадают под действие программы.
Законодатель закрепил следующие исключения:
Жилье, которое признано аварийным | в этом случае обязательно должно быть наличие акта о признании жилых помещений аварийными и принятие решения о переселении жильцов |
Комнаты и квартиры | в общежитиях |
Жилая недвижимость | в закрытых военных городках |
Служебные | жилые помещения |
Воспользоваться правом приватизации можно лишь один раз в течение всей жизни.
При этом обязательным условием является постоянная регистрация (справка о регистрации) в жилом помещении.
Исключение из данного правила составляют граждане, получившие занимаемое жилье в собственность до достижения 18 лет.
Они сохраняют право на однократную приватизацию и после достижения совершеннолетия.
Граждане, ранее приватизировавшие жилье, не только не могут участвовать в приватизации иного жилья, но и не могут запретить перевести его в собственность другим жильцам.
Главным условием участия в приватизации является наличие постоянной прописки в данном помещении.
Совершенно не важен срок регистрации и кто из жильцов является нанимателем, так как все официально проживающие (выписка из домовой книги) имеют право на равные доли при участии в приватизации.
Жилые помещения подлежат приватизации лишь при наличии надлежаще оформленного договора социального найма.
Предоставленные жилые помещения в право пользования без оформления соцнайма и при отсутствии ордера могут быть приватизированы лишь в судебном порядке.
Список документов
Для оформления в собственность жилой недвижимости в рамках программы государственной приватизации необходимо подготовить определенный пакет документов.
Он может немного отличаться в зависимости от региона нахождения объекта.
Более подробную информацию о документах, необходимых для приватизации, можно получить в муниципалитете, обратившись в жилищный отдел.
Проведенный анализ позволил определить ряд документов, которые потребуется подготовить в любом случае.
К таковым относятся:
Договор | соцнайма |
Техпаспорт | на квартиру в БТИ |
Кадастровый | паспорт |
Выписка из реестра прав | на недвижимое имущество |
Выписка из домовой книги | содержащая сведения о всех ранее прописанных лицах |
Паспорта всех жильцов | имеющих постоянную регистрацию в данном помещении (для лиц до 14 лет – свидетельства о рождении) |
Подтверждение отсутствия задолженности (справка об отсутствии задолженности) | за пользование услугами ЖКХ |
Заявление | которое оформлено в ЖЭКе и подписано совершеннолетними жильцами |
Если кто-либо из членов семьи в добровольном порядке не участвует в приватизации, то он должен предоставить соответствующий отказ от участия в процедуре, который должен быть оформлен у нотариуса.
Его доля на приватизированное имущество распределяется между всеми членами семьи в равных долях. Написать отказ в пользу кого-либо из членов семьи нельзя.
Правом на участие в бесплатной приватизации можно воспользоваться лишь однажды.
Все участники, зарегистрированные в объекте после 1991 года, должны предоставить сведения, подтверждающие факт участия в приватизации впервые (справка).
О разнице приватизации и право собственности читайте в статье: в чем разница приватизации и собственности.Что дает приватизация земли под частным домом, читайте здесь.
Необходимые действия
После принятия решения о приватизации жилого помещения необходимо получить согласие всех членов семьи, зарегистрированных в данном жилом объекте.
Только при наличии согласия всех жильцов можно приступать к сбору указанных выше документов.
После сбора необходимых документов следует обратиться к наймодателю, указанному в договоре соцнайма или иному лицу, предоставившему жилье.
Как правило, наймодателем выступает районная администрация (муниципалитет).
При подаче заявления о передаче жилья в собственность потребуется оплатить госпошлину.
Квитанция по факту уплаты которой также является обязательным документом для регистрации права собственности.
После подписания договора о передаче в собственность жилого имущества возникшие права необходимо зарегистрировать.
Непосредственно обратившись в Регпалату либо воспользовавшись услугами МФЦ.
Собирать все документы и подавать их в районную администрацию можно как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами юристов — это позволит сэкономить время и нервы при ожидании в очередях.
Видео: приватизация жилья и его регистрация
Сколько стоит госпошлина за приватизацию
Размер госпошлины за приватизацию устанавливается в зависимости от объекта, количества участников и иных индивидуальных условий.
Проанализируем стоимость приватизации в самых распространенных случаях.
Недвижимого имущества
В соответствии с п. 22 ч.1 ст. 333.33 НК размер госпошлины за приватизацию, а равно регистрацию прав на недвижимое имущество составляет:
Для физических лиц | 2 000 рублей |
Для юридических лиц | 22 000 рублей |
В случае если приватизация осуществляется в равнодолевую собственность, то на каждого участника возлагается обязанность по уплате госпошлины.
В этом случае общий размер следует разделить на всех участников – требование уплаты каждым собственником полного размера госпошлины является незаконным.
Гаража
Оформление в собственность гаража осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 93-ФЗ от 30.06.2006 г., получивший название закон о дачной амнистии.
Поскольку фактически гараж не оформлен в собственность вообще, говорить о его приватизации, как переходе права неправильно.
Для оформления необходимо предоставить в Регпалату документы:
Кадастровый и технический паспорт | подтверждающие факт наличия гаража |
Справка из гаражного кооператива | подтверждающая владение данным объектом |
Квитанция на уплату госпошлины | которая в данном случае составляет 350 рублей, равно как и для оформления земельного участка |
Следует отметить, что гараж оформляется в собственность одновременно с земельным участком, на котором он расположен.
При обращении в суд
При отказе в приватизации в общем порядке гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих интересов.
Такие дела рассматриваются в общем порядке искового производства. Оплата госпошлины за подачу иска является одним из главных условиях для разрешения его по существу.
Расчет госпошлины в этом случае производится в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 24.08.1993 г. № 8, в котором указана необходимость применения пп.3 п.1 ст. 333.19 НК РФ.
Таким образом, оценка приватизируемого имущества не требуется и госпошлина оплачивается также как и в случаях, когда исковые требования хотя и носят имущественный характер, но оценке не подлежат.
Размер госпошлины составляет:
Для граждан | 300 рублей |
Для организаций | в размере 6 000 рублей |
По окончании программы бесплатной приватизации, размер госпошлины для данных дел будет рассчитываться исходя из стоимости приватизируемого имущества.
Квитанция на оплату
Необходимо уточнить реквизиты для госпошлины непосредственно в Регпалате либо на официальном сайте.
Затем следует обратиться в любую организацию осуществляющую платежи (например, банк) и оплатить госпошлину в зависимости от объекта приватизации.
Комиссия за платежи сборов в бюджет не взимается. После оплаты на руки будет выдана квитанция, оригинал которой необходимо предоставить вместе с документами на передачу в собственность.
Квитанция должна иметь определенные реквизиты, в частности:
Фамилия, имя, отчество | и паспортные данные вносителя |
Наименование и реквизиты | организации-получателя госпошлины |
Регистрационные данные документа | № операции, дата и время и иные |
Наименование банка | или иной организации, посредством которой осуществляется платеж |
Подпись | кассира о принятии и печать банка |
Куда вносится платеж
Внести платеж за приватизации можно несколькими различными способами:
В банк | для этой цели подойдет любой банк, в том числе коммерческий. Для осуществления платежа необходимы реквизиты |
На сайте ФНС | необходимо уточнить правильное наименование регистрационного органа, в счет которого осуществляется оплата госпошлины. Оплатить можно как с обычной пластиковой карты, так и с помощью электронного кошелька |
На сайте госуслуги | процедура аналогична оплате на сайте ФНС, только в этом случае необходимо обязательно зарегистрироваться |
После совершения платежа система формирует квитанцию, которую можно распечатать сразу либо сохранить для того, чтобы распечатать в будущем.
В заключение отметим, что размеры госпошлины после продления программы до 2017 года не изменились по сравнению с 2015 годом и устанавливаются в зависимости от объекта и участника приватизации.
При обращении в суд в случае отказа передачи в собственность необходимо также оплатить госпошлину, которая устанавливается как для имущественных споров, не подлежащих оценке.