Государственная регистрация ипотеки

Предметом ипотечного договора является объект недвижимости. Согласно действующему гражданскому законодательству, этот договор должен быть зарегистрирован в государственном регистрирующем органе. В России таким органом является Регистрационная палата.

Основным законом, который регулирует оформление ипотечного кредита, является Федеральный закон от 16. 07. 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке».

Кроме того, оформление сделки происходит в соответствии с гражданским кодексом нашей страны.

О том, как правильно зарегистрировать ипотеку, и в какие сроки это делается говорится в главе 4 Закона № 102-ФЗ.

В ст. 19 Закона № 102-ФЗ сказано, что регистрация сделки осуществляется по месту недвижимости, которая и является предметом ипотечного договора. Для этого необходимо подать заявление.

Регистрация прав будет осуществлена в течение 5 рабочих дней, если регистрируется кредит на жилое помещение, и в течение 15 рабочих дней, если на нежилое помещение.

Заявление подаётся обеими сторонами сделки – и залогодателем, то есть покупателем недвижимости, и залогодержателем – то есть банком.

К заявлению необходимо приложить некоторые документы. Точный список можно будет уточнить при написании заявления.

Если заемщик состоит в официальном браке, то необходимо будет предъявить согласие супруга на совершение сделки.

Если в семье дети, не достигшие совершеннолетия, то банк может потребовать разрешения из органов опеки на то, чтобы совершить сделку.

В ст. 24 Закона № 102-ФЗ сказано, что действия по госрегистрации возможны только после уплаты пошлины.

Документ, доказывающий её оплату, необходимо приложить к заявлению. Размер пошлины указывается в п. 28 ст. 333.33 НК РФ.

Оформление займа на жилье

Займ на покупку жилья оформляется в соответствии с условиями банка. У каждого банка свои условия, но основные условия у всех одинаковы.

Для того чтобы получить займ на покупку недвижимости, потенциальный клиент должен посетить банк и написать заявление. Как правило, оно же является и анкетой по форме банка.

Банк примет решение примерно через 10 рабочих дней. Если оно будет отрицательным, то оно должно быть представлено в письменном виде и аргументировано.

При положительном решении от банка можно начинать оформление займа и сделки купли-продажи.

Оформление кредита начинается с того, что клиент должен собрать и представить банку документы, как на покупаемое помещение, так и себя самого и поручителей, если они таковые будут.

Пока банк будет изучать эти документы, клиент проводит оценку предмета залога.

Клиент может воспользоваться услугами независимого оценщика, а может принять во внимание специалиста, которого порекомендует банк.

Главное условие, чтобы у него была действующая лицензия на проведение оценочной деятельности. От итогов оценки будет зависеть сумма кредита.

Каждый банк предоставляет клиенту список документов, которые необходимо собрать и предъявить для оформления займа.

Но есть основные документы, которые потребует каждый банк, это:

 Паспорт гражданина РФ так как иностранным гражданам банки неохотно выдают ипотеку, то они не принимают другого документа, который может подтвердить личность клиента. Сделать нужно простую копию первой страницы и страницы с пропиской
 Оригинал и копию ИНН, а также трудовой книжки нужно сделать копию первой и последней страницы, где есть пометка о том, что клиент до сих пор трудоустроен
 Справку о доходах то может быть документ по форме банка, а может официальная справка по форме 2-НДФЛ
 Свидетельства о рождении если в семье есть дети в возрасте до 14 лет, то для ипотеки нужны копии свидетельств об их рождении. Если есть дети от 14 до 18 лет – то копии их паспортов
 Свидететльство о браке если ипотеку оформляет семья, то нужно предъявить оригинал и копию
 Документы на право собственности на предмет залога если ипотека оформляется под залог уже имеющейся у соискателя недвижимости
 Другие документы которые может потребовать банк

Как подтверждается

Подтверждение происходит подписанным договором займа на покупаемое в кредит жильё.

Он подписывается обеими сторонам сделки – то есть и клиентом и банком. Кроме того, банк ставит свою печать на договоре.

Регистрация договора ипотеки

Сведения о государственной регистрации ипотеке на объект недвижимости должны содержаться в специальном реестре.

В нём отражаются сведения:

 О кредиторе, то есть о банке здесь должно быть указано полное наименование банка, его реквизиты и контактные данные
 Сведения о заёмщике его паспортные данные, ФИО и контактную информацию
 О предмете кредитования адрес по которому находится покупаемый объект недвижимости, его площадь и другие сведения и о сумме займа

В Росреестре

Росреестр – это орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

Сведения о зарегистрированном ипотечном договоре будут отражены в ЕГРП – едином государственном реестре прав на недвижимость.

Датой регистрации ипотеки считается тот день, когда эта запись была произведена, а не день подачи документов. При этом оговорен срок рассмотрения заявления о регистрации прав.

Видео: государственная регистрация ипотечных сделок

Специалисты Росреестра должны сделать запись в течение 5 рабочих дней, если регистрируется ипотека на жилое помещение, и в течение 15 рабочих дней – если на нежилое.

Регистрация договора происходит в территориальном органе Росреестра по месту нахождения покупаемого объекта недвижимости.

Оплата госпошлины

В ст. 24 Закона № 102-ФЗ сказано, что государственная регистрация осуществляется только после уплаты пошлины.

Документ, доказывающий её оплату, необходимо приложить к заявлению. Размер пошлины указывается в п. 28 ст. 333. 33 НК РФ.

Согласно этой статье в НК РФ, размер государственной пошлины различен для физических и юридических лиц.

За государственную регистрацию ипотеки граждане должны заплатить 1 000 рублей, а организации – 4 000 рублей.

Пошлину оплачивает заёмщик, то есть залогодатель. Оплатить её можно в отделении Росреестра через специальные терминалы, в любом банке (Сбербанк не взимает комиссию за данный платёж), или через официальный сайт Росреестра.

Но документ об оплате необходимо приложить к заявлению на регистрацию ипотеки.

Но если заёмщиком по ипотеке является государственный служащий (например, военный), то пошлину уплачивать не нужно.

Для военнослужащих

Ипотека, заёмщиком по которой выступает военнослужащий, регистрируется точно в таком же порядке, как и ипотека с обычным заёмщиком.

Военнослужащий должен собрать все необходимые документы. Их список не отличается от основного.

Но регистрация происходит с участием Ровсвоенипотеки, организации, которая контролирует процесс покупки военнослужащими недвижимости с помощью военной ипотеки.

Сроки действия

О сроках регистрации ипотеки говорится в п. 5 ст. 20 Закона № 102-ФЗ.

Здесь сказано, что ипотека должна быть зарегистрирована:

 В течение 5 рабочих дней с момента подачи документов в органы Росреестра, когда объектом ипотеки является жилое помещение
 В течение 15 рабочих дней если объектом является нежилое помещение, здание или сооружение
 В течение 1 месяца если предметом ипотеки является другой объект недвижимости

Государственная регистрация ипотеки на земельный участок происходит в сроки регистрации сделки с объектом недвижимости, который находится на этом участке. Как правило, в течение 15 рабочих дней.

Если ипотека возникла в силу закона, то есть посредством нотариального заверения договора ипотеки, то регистрация происходит в течение 5 рабочих дней.

Срок регистрации дополнительного соглашения к договору ипотеки зависит от объекта ипотеки, и указан в ст. 20 Закона № 102-ФЗ.

Алгоритм действий

Для того чтобы зарегистрировать ипотеку в соответствующем органе, необходимо сначала её получить.

Для этого необходимо соблюсти следующий порядок действий:

 Выбрать банк, который предлагает наиболее привлекательные программы кредитования выбор банка зависит от условий, которые он предоставляет для кредитования населения и от возможностей самих будущих заёмщиков. Например, если потенциальный клиент банка хочет оформить ипотеку без первоначального взноса, то он и будет рассматривать только такие предложения. Если происходит покупка помещения в ипотеку от застройщика, то начать нужно с выбора застройщика, а потом уже выбирать банк из тех, что предложит застройщик
 Затем нужно написать заявление на получение кредита на покупку недвижимости банк будет рассматривать заявку примерно 10 дней. После этого он вынесет решение, и уведомит об этом заёмщика. Если ответ положительный, заёмщик должен собрать все необходимые документы для оформления ипотеки
 Когда все документы будут собраны, их необходимо предъявить ипотечному специалисту банка эти документы также будут изучаться банкирами примерно 10 дней. Если в них есть неточности, они попросят заёмщика донести ещё некоторые документы. точный список бумаг, которые нужно собрать и предъявить банкирам выдаст сам специалист по ипотеке
 Пока банк рассматривает все документы, клиент должен подыскать себе помещение как правило, когда клиент оформляет ипотеку, он уже знает, какую квартиру (или другую недвижимость), он хочет приобрести с помощью кредита
 Затем нужно провести оценку стоимости покупаемого объекта недвижимости клиент может привлекать независимых оценщиков, а может воспользоваться услугами специалиста, которого ему порекомендует банк. Результат оценки повлияет на конечную сумму выдаваемого кредита
 Если банк устраивает покупаемая недвижимость, то он даёт своё согласие на сделку и между покупателем и продавцом заключается договор купли-продажи
 После этого необходимо зарегистрировать ипотеку сделать это нужно в органах Росреестра по месту нахождения покупаемой недвижимости. О выданном кредите будет сделана запись в ЕГРП. Для этого нужно собрать пакет документов, и оплатить пошлину
 Страхование в Законе № 102-ФЗ сказано, что предмет ипотечного договора должен быть обязательно застрахован от форс-мажорных обстоятельств. Договор страхования лучше заключать со страховой организацией, которая является партнером банка. У этих организаций есть множество страховых программ на выбор клиента. Можно включить в полис дополнительные страховые случаи в отношении покупаемой недвижимости, или добровольно оформить полис на страхование жизни и здоровья заёмщика, а также на риск потери трудоспособности. Полис страхования нужно обновлять каждый год. Застраховаться можно как до регистрации ипотеки, так и после

Перечень документов

Чтобы провести государственную регистрацию квартиры в собственность по ипотеке, клиент должен представить в Росреестр следующие документы:

 Ипотечный договор и заявление на регистрацию с ним могут обратиться и банк, как залогодержатель, так и клиент, как залогодатель. Но при этом договор ипотеки должен быть заключён в простой письменной форме
 Документ который подтверждает, что заявитель оплатил пошлину
 Документы, которые подтверждают личность заявителя. В РФ предъявляют паспорт
 Если от имени заявителя выступает другой человек то необходимо предъявить документ, который подтверждает полномочия этого представителя
 Закладная и кадастровый паспорт его не нужно предъявлять, если сведения о покупаемом объекте недвижимости уже содержаться в Росреестре
 Нужно предъявить нотариальное согласие всех собственников на оформление ипотеки если предмет ипотеки находится в совместной собственности
 Решение органа местного самоуправления которое разрешает оформление ипотечного кредита на земельный участок, который находится в муниципальной собственности
 Разрешение на оформление ипотеки от органов опеки и попечительства, если в сделке будут участвовать дети до 18 лет
 Другие документы которые могут потребоваться в зависимости от ситуации

Список документов, которые могут потребоваться при государственной регистрации ипотеки, возникшей в силу закона, если право на недвижимое имущество было ранее зарегистрировано несколько другой.

Вот он:

  • заявление;
  • паспорт;
  • при наличии представительства интересов – доверенность;
  • документы, которые подтверждают право собственности на имущество, на которое накладывается обременение из-за ипотеки;
  • другие документы.

Образец заявления

Бланк заявления на госрегистрацию ипотеки выдадут в территориальном органе Росреестра. На стенде есть образец заполнения.

Но любому заявителю нужно знать, как правильно заполнить этот документ.

Если заявителем является гражданин, то он должен указать в заявлении следующую информацию:

 Данные о себе такие как:

  • полностью ФИО;
  • паспортные данные;
  • свой пол
 Адрес фактического места проживания если в паспорте указана временная регистрация, это и есть адрес места проживания заявителя
 Гражданином какой страны он является

Если ипотеку оформляет юридическое лицо, то оно должно о себе указать:

  1. Полное и сокращённое фирменное наименование.
  2. ИНН и ОГРН.
  3. Дату, когда была произведена госрегистрации этого юридического лица.
  4. Наименование государственного органа, который производил регистрацию в качестве юрлица.
  5. Юридический адрес.
  6. Код постановки.

Когда ипотечная линия будет полностью погашена, запись в реестре прекращает своё существование.

Для этого нужно принести справку из банка о том, что данный клиент полностью выплатил ипотечный кредит, и обременение с помещение нужно снимать.

Если имеется закладная на объект недвижимости, то она аннулируется.

Но для этого и клиент банка, и сам кредитор должны подать совместное заявление в Росреестр о том, что долг полностью погашен, и закладную можно аннулировать.

Возможные ошибки

При заполнении документов могут возникнуть технические ошибки. Например, могут возникнуть опечатки или данные о заявителе могут быть внесены с ошибками.

Поэтому при получении документов необходимо тщательно их проверить. Можно отойти в сторонку, и изучить их.

Если вдруг будет замечена ошибка, специалисты Росреестра должны будут её исправить.

На это им даётся 3 дня. Но заявитель должен написать письменное заявление на исправление ошибки и предъявить документы, которые подтверждают правильность его слов.

Например, в свидетельстве о собственности будет неправильно указана фамилия заявителя.

При обнаружении ошибки он должен предъявить паспорт, где его фамилия указана без ошибок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.