По данным нового исследования, дети, получившие общий наркоз в очень раннем возрасте, чаще сталкиваются с проблемами в обучении в дальнейшей жизни.
Учёные из Клиники Майо (Рочестер, США) обнаружили, что у детей, перенесших наркоз в раннем возрасте, проблемы с обучаемостью встречаются в два раза чаще, чем у тех, кто не переносил наркоза.
Настоящее исследование было проведено по поручению Управления по контролю за качеством пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA). Прошлой весной Управление заинтересовалось влиянием наркоза на развивающийся мозг маленьких детей. После заседания на эту тему, директор FDA по анестезии и обезболивающим продуктам Боб Раппапорт заключил, что необходимы дополнительные исследования на эту тему. По его словам, на тот момент у экспертов не было достаточной информации, чтобы прийти к однозначным выводам о влиянии общего наркоза на мозг ребёнка.
Новое исследование добавляет веса данным о влиянии общего наркоза на обучаемость, однако не доказывает полностью существование этой связи. «Я согласен с заключением FDA о том, что пока у нас нет достаточных доказательств, чтобы менять общепринятую клиническую практику», — говорит главный автор исследования Рэндал Флик.
Учёные пишут, что каждый год в США миллионам маленьких детей проводят хирургические операции, требующие общей анестезии. Большая часть этих операций проводится в экстренном порядке, так как они необходимы для спасения жизни ребёнка. В некоторых случаях детям назначают плановые операции. Данные, полученные в экспериментах на животных, говорят о том, что общий наркоз в очень раннем возрасте способен убивать клетки мозга.
В 2009 году Флик и его соавторы пришли к выводу, что дети, подвергшиеся общему наркозу не менее двух раз в возрасте младше четырёх лет, в два раза чаще имеют проблемы с обучаемостью.
В настоящем исследовании учёные приняли во внимание также потенциальное влияние самой болезни, требующей хирургического лечения, на обучаемость. «У больных детей всегда больше проблем с обучением, и больным детям также приходится чаще оперировать», — говорит Флик.
В исследовании участвовали 1050 детей, родившихся с 1976 по 1982 годы в одном из районов Рочестера, штат Миннесота, США. 350 детей, перенесших, по крайней мере, одну операцию, потребовавшую общего наркоза, в возрасте до двух лет, сравнили с 700 детей, которых никогда не оперировали.
Оказалось, что проблемы с обучением возникли у 37% детей, перенёсших несколько операций с общим наркозом в возрасте до двух лет, по сравнению с 24% детей, перенёсших всего одну операцию и 21% детей, никогда не переносивших операций. Таким образом, две и более операций в возрасте до двух лет, повышают риск возникновения проблем с обучением почти в два раза.
Профессор Роберт К.Уильямс, преподающий педиатрию и анестезиологию в Вермонтском Университете (США), в сопровождающей исследование статье соглашается, что в ближайшие годы нам, по всей вероятности, не удастся полностью понять, как влияет общая анестезия на мозг ребёнка. Имеющиеся данные должны привлечь внимание педиатров и родителей к этой проблеме.
Уильямс рекомендует всегда когда это возможно применять местную анестезию, например, при обрезание или при лечение грыжи.
Детский хирург Кевин П. Лалли рекомендует не упускать из вида и тот факт, что, операции, чаще всего, необходимы для спасения жизни ребёнка. «В некоторых случаях можно отложить плановую операцию, но плановые операции составляют лишь небольшую часть операций, проводимых очень маленьким детям. В большинстве случаев, операцию просто невозможно отложить», — говорит он.