Переход от плановой к рыночной экономике и появление института приватизации в нашей стране привели к появлению частной собственности. Для становления экономики России характерны собственные особенности разгосударствления и приватизации собственности.
В том числе связанные значительным населением страны и самой большой территорией, а также отсутствием ранее частной собственности вовсе.
Процесс приватизации и разгосударствлению осуществлялся в несколько этапов, которые характеризуются изменениями в законодательстве.
Первоначально все сделки осуществлялись в рамках Закона № 1541-1 от 03.07.1991 г, который действовал до принятия Федерального закона № 123-ФЗ от 21.07.1997 г.
В настоящее время национализация разгосударствление и приватизация осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ от 21.12.2001 г.
Который под сделкой по приватизации понимает процесс отчуждения государственного либо муниципального имущества в законную собственность частных лиц (ФЛ и ЮЛ).
Термин разгосударствления, хотя и не закреплен на законодательном уровне, является более широким в отличие от приватизации.
И предполагает сокращение объемов государственной либо муниципальной собственности в сравнении с общими показателями наличия объектов в собственности государства.
Суть процесса разгосударствления заключается в уменьшении доли государственного влияния на экономику страны в целом.
Кто может стать владельцем
Субъектами как приватизации, так и разгосударствления выступают с одной стороны государство – РФ, в том числе субъекты и органы муниципалитета, с другой стороны потенциальные владельцы.
В качестве таковых могут выступать физические и любые независимо от организационной формы юридические лица.
Исключение из общего правила составляют лишь государственные учреждения и унитарные предприятия, а также юрлица, в которых уставный капитал государства превышает 25%.
Законодательство может содержать дополнительные категории лиц, участие которых в приватизации ограничено.
Это в первую очередь связано с обеспечением безопасности нашей страны и защитой основ конституционного строя.
При наличии фактов нарушения законодательства со стороны покупателя в ходе приватизации имущества, в частности отсутствие прав на его приобретение, сделка должна быть признана ничтожной.
В этом случае применяются общие правила по возврату имущества в первоначальное правовое состояние.
Объекты, которые подлежат передаче в собственность
Фактически законодатель не закрепил четкого перечня имущества, которое может быть приватизировано как в общем порядке, так и с соблюдением установленной законом процедуры.
Проведенный анализ законодательства о приватизации позволил выделить следующие группы имущества, подлежащего передаче в частную собственность:
Имущественные комплексы | находящиеся на балансе унитарных предприятий и являющиеся основными объектами сделок |
Пакеты акций в частных организациях | как привило ОАО, владельцами которых являются государство либо муниципалитеты |
Организации | социально-культурного, рекреационного и коммунального назначения |
Сопутствующие объекты | которые не являются основной целью приватизации, но отчуждаются одновременно с основным объектом, например, земельные участки под производственными комплексами, коммуникации и иные |
Объекты | жилищного фонда и подобные им |
Все объекты, подлежащие приватизации, характеризуются определенным набором признаков и особенностей, а также путями и способами оформления их.
Они позволяют отграничить такое имущество от других видов, не подлежащих приватизации, в частности:
Включение подобного имущества | в прогнозный план приватизации на основании решения органа исполнительной власти – данная процедура должна быть осуществлена до самой сделки по приватизации |
Возмездность | приватизация по общему правилу осуществляется на платной основе, исключение составляет лишь объекты жилищного фонда и садовые участки (в рамках программы «дачная амнистия») |
Продавцом по данным сделкам | выступают государственные либо муниципальные органы, а также от их имени специальные учреждения |
Отчуждение таких объектов | в частную собственность всегда затрагивает интересы государства, а также при приватизации имущественных комплексов интересы работников, поэтому законодатель в ст. 17 Закона закрепил гарантии соблюдения их прав |
Приватизироваться могут лишь объекты | которые в совокупности составляют казну как государства в целом, так и отдельных муниципалитетов |
Все предприятия, которые подлежат приватизации, указываются в прогнозной программе.
При этом предприятие в рамках гражданского законодательства может выступать как в качестве субъекта права, так и объекта права, если речь идет об имущественном комплексе.
Сущность разгосударствления и приватизации
Анализировать сущность разгосударствления и приватизации следует с двух точек зрения узкой и более широкой.
В узком смысле более близко к понятию приватизации, сущность которого заключается непосредственно в передачи прав на объекты от государства или муниципалитета частным лицам, при этом передача может быть как полная, так и частичная.
В широком смысле соответствует разгосударствлению и выражается в уменьшении роли государства и местного самоуправления в развитии экономики.
Цели каждой сделки
Основная цель всей приватизации сводится к развитию рыночных отношений и увеличение роли частных капиталов в переходной экономике и после.
В отношении федерального имущества, подлежащего приватизации, на ежегодной основе Правительство РФ разрабатывает и утверждает особую программу, на основании которой совершаются все дальнейшие сделки.
Нужна ли приватизация читайте в статье: плюсы и минусы приватизации.Сколько длится приватизация через суд, читайте здесь.
Каждая сделка по приватизации преследует следующие цели:
Формирование и создание рыночной экономики | которая ориентирована на частный бизнес |
Пополнение бюджета за счет средств | полученных от приватизации, и направление их на решение социальных проблем |
Уход от государственных монополий | в отдельных направлениях и стимуляция развития здоровой конкуренции |
Рост экономики | в том числе за счет привлечения средств иностранных инвесторов |
Анализ и решение проблем | возникающих при подготовке и оформлению сделок по приватизации – это позволяет увеличить уровень в последующее время |
Мировой и российский опыт приватизации и разгосударствления собственности позволили сформировать следующие основополагающие начала рассматриваемой сделки:
Влияние на рост | коррупции и преступлений в экономической сфере |
Обеспечение положительных последствий | от приватизации как для государства, так и для всего населения |
Выявление | неэффективных производств, их реструктуризация |
Гарантия трудовых прав граждан | при приватизации предприятия-работодателя |
Развитие рыночных взаимоотношений | и укрепление основ демократического государства |
Экономическое содержание процессов
Экономическое содержание приватизации, а равно разгосударствления составляют основные и смежные отношения, направленные на изменение формы собственности в отношении объекта приватизации.
В обоих процессах имущество из государственной формы собственности переходит в частную независимо от субъекта физического или юридического лица.
Все процессы осуществляются при непосредственном участии уполномоченных государственных органов.
Осуществление приватизации в России возможно несколькими способами, которые закреплены в ст. 13 Закона.
Продажа имущества в частную собственность осуществляется:
Посредством аукциона | в том числе специализированного для акций |
С помощью | конкурса |
В рамках | публичного предложения |
Без дополнительного | объявления цены |
По результатам | проведенного доверительного управления |
Путем вклада | в уставный капитал |
В отношении приватизации имущества государства за пределами страны действуют также нормы права иностранного государства, поэтому необходимо их неукоснительное соблюдение.
Главные отличия
Приватизация и разгосударствление рассматривается как часть и целое. Приватизация как разновидность разгосударствления, например, предполагает лишь переход государственного или муниципального имущества в частную собственность.
А разгосударствление во всевозможные виды собственности, в том числе из государственной в муниципальную.
Приватизация в отношении государственного имущества всегда свидетельствует о разгосударствлении.
Тогда как разгосударствление не всегда сопровождается приватизацией и может выражаться в децентрализации порядком управления госимуществом.
Разница в оформлении
Оформление приватизации и закрепление за частным лицом всех прав на объект осуществляется по общему правилу.
Например, как в случае приобретения в собственность по договору купли-продажи.
Сделка в обязательном порядке проходит регистрацию в Регпалате, в противном случае она может быть признана недействительной.
Приватизация, в большинстве случаев, оформляется на платной основе, но возможны исключения в виде бесплатной передачи прав, например, в отношении жилищного фонда.
Разница между разгосударствлением и приватизацией заключается в том, что последняя регулируется отдельными нормативными актами.
Тогда как разгосударствление осуществляется также на иных актах, прямо содержащих сведения о порядке и способах проведения разгосударствления.
Полученные преимущества
При приватизации и разгосударствлении главное преимущество для частных лиц заключается в приобретение прав собственности на приватизированное имущество.
Это позволяет использовать его в личных и предпринимательских целях, отдавать в залог и иными способами распоряжаться таким имуществом.
Для государства и муниципалитетов приватизационный процесс предоставил возможность уменьшить расходы, связанные с эксплуатацией переданного имущества.
Кроме этого возмездность сделок предполагает пополнение бюджетов соответствующего уровня.
Преимуществом разгосударствления является и демонополизация и многополярность экономики, что важно в кризисное время.
Возможные недостатки
Недостатком приватизации, особенно жилого фонда, которая является безвозмездной, низкая стоимость приватизированного имущества.
В частности имущественные комплексы ранее приватизировались существенно ниже их рыночной стоимости и реальной цены.
При разгосударствлении несмотря на то, что происходит демонополизация и борьба с коррупцией, многие субъекты предпринимательства не выдерживают здоровой конкурентной борьбы и уходят с рынка.
В результате предприятия, являющиеся ранее доходными, при неумелом и неопытном управлении признаются несостоятельными, их работники вынуждены искать новые места для трудоустройства.
В заключении отметим, что неверное определять понятия приватизации и разгосударствления как тождественные, ошибочно также подменять одно понятие другим.
Приватизация лишь одно из немного средств, позволяющих достичь главной цели – разгосударствления после периода планово-командной экономики.