Особенности разгосударствления и приватизации собственности

Переход от плановой к рыночной экономике и появление института приватизации в нашей стране привели к появлению частной собственности. Для становления экономики России характерны собственные особенности разгосударствления и приватизации собственности.

В том числе связанные значительным населением страны и самой большой территорией, а также отсутствием ранее частной собственности вовсе.

Процесс приватизации и разгосударствлению осуществлялся в несколько этапов, которые характеризуются изменениями в законодательстве.

Первоначально все сделки осуществлялись в рамках Закона № 1541-1 от 03.07.1991 г, который действовал до принятия Федерального закона № 123-ФЗ от 21.07.1997 г.

В настоящее время национализация разгосударствление и приватизация осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ от 21.12.2001 г.

Который под сделкой по приватизации понимает процесс отчуждения государственного либо муниципального имущества в законную собственность частных лиц (ФЛ и ЮЛ).

Термин разгосударствления, хотя и не закреплен на законодательном уровне, является более широким в отличие от приватизации.

И предполагает сокращение объемов государственной либо муниципальной собственности в сравнении с общими показателями наличия объектов в собственности государства.

Суть процесса разгосударствления заключается в уменьшении доли государственного влияния на экономику страны в целом.

Кто может стать владельцем

Субъектами как приватизации, так и разгосударствления выступают с одной стороны государство – РФ, в том числе субъекты и органы муниципалитета, с другой стороны потенциальные владельцы.

В качестве таковых могут выступать физические и любые независимо от организационной формы юридические лица.

Исключение из общего правила составляют лишь государственные учреждения и унитарные предприятия, а также юрлица, в которых уставный капитал государства превышает 25%.

Законодательство может содержать дополнительные категории лиц, участие которых в приватизации ограничено.

Это в первую очередь связано с обеспечением безопасности нашей страны и защитой основ конституционного строя.

При наличии фактов нарушения законодательства со стороны покупателя в ходе приватизации имущества, в частности отсутствие прав на его приобретение, сделка должна быть признана ничтожной.

В этом случае применяются общие правила по возврату имущества в первоначальное правовое состояние.

Объекты, которые подлежат передаче в собственность

Фактически законодатель не закрепил четкого перечня имущества, которое может быть приватизировано как в общем порядке, так и с соблюдением установленной законом процедуры.

Проведенный анализ законодательства о приватизации позволил выделить следующие группы имущества, подлежащего передаче в частную собственность:

 Имущественные комплексы находящиеся на балансе унитарных предприятий и являющиеся основными объектами сделок
 Пакеты акций в частных организациях как привило ОАО, владельцами которых являются государство либо муниципалитеты
 Организации социально-культурного, рекреационного и коммунального назначения
 Сопутствующие объекты которые не являются основной целью приватизации, но отчуждаются одновременно с основным объектом, например, земельные участки под производственными комплексами, коммуникации и иные
 Объекты жилищного фонда и подобные им

Все объекты, подлежащие приватизации, характеризуются определенным набором признаков и особенностей, а также путями и способами оформления их.

Они позволяют отграничить такое имущество от других видов, не подлежащих приватизации, в частности: 

 Включение подобного имущества в прогнозный план приватизации на основании решения органа исполнительной власти – данная процедура должна быть осуществлена до самой сделки по приватизации
 Возмездность приватизация по общему правилу осуществляется на платной основе, исключение составляет лишь объекты жилищного фонда и садовые участки (в рамках программы «дачная амнистия»)
  Продавцом по данным сделкам выступают государственные либо муниципальные органы, а также от их имени специальные учреждения
 Отчуждение таких объектов в частную собственность всегда затрагивает интересы государства, а также при приватизации имущественных комплексов интересы работников, поэтому законодатель в ст. 17 Закона закрепил гарантии соблюдения их прав
 Приватизироваться могут лишь объекты которые в совокупности составляют казну как государства в целом, так и отдельных муниципалитетов

Все предприятия, которые подлежат приватизации, указываются в прогнозной программе.

При этом предприятие в рамках гражданского законодательства может выступать как в качестве субъекта права, так и объекта права, если речь идет об имущественном комплексе.

Сущность разгосударствления и приватизации

Анализировать сущность разгосударствления и приватизации следует с двух точек зрения узкой и более широкой.

В узком смысле более близко к понятию приватизации, сущность которого заключается непосредственно в передачи прав на объекты от государства или муниципалитета частным лицам, при этом передача может быть как полная, так и частичная.

В широком смысле соответствует разгосударствлению и выражается в уменьшении роли государства и местного самоуправления в развитии экономики.

Цели каждой сделки

Основная цель всей приватизации сводится к развитию рыночных отношений и увеличение роли частных капиталов в переходной экономике и после.

В отношении федерального имущества, подлежащего приватизации, на ежегодной основе Правительство РФ разрабатывает и утверждает особую программу, на основании которой совершаются все дальнейшие сделки.
Нужна ли приватизация читайте в статье: плюсы и минусы приватизации.Сколько длится приватизация через суд, читайте здесь.

Каждая сделка по приватизации преследует следующие цели: 

 Формирование и создание рыночной экономики которая ориентирована на частный бизнес
 Пополнение бюджета за счет средств полученных от приватизации, и направление их на решение социальных проблем
 Уход от государственных монополий в отдельных направлениях и стимуляция развития здоровой конкуренции
 Рост экономики в том числе за счет привлечения средств иностранных инвесторов
 Анализ и решение проблем возникающих при подготовке и оформлению сделок по приватизации – это позволяет увеличить уровень в последующее время

Мировой и российский опыт приватизации и разгосударствления собственности позволили сформировать следующие основополагающие начала рассматриваемой сделки: 

 Влияние на рост коррупции и преступлений в экономической сфере
 Обеспечение положительных последствий от приватизации как для государства, так и для всего населения
 Выявление неэффективных производств, их реструктуризация
 Гарантия трудовых прав граждан при приватизации предприятия-работодателя
 Развитие рыночных взаимоотношений и укрепление основ демократического государства

Экономическое содержание процессов

Экономическое содержание приватизации, а равно разгосударствления составляют основные и смежные отношения, направленные на изменение формы собственности в отношении объекта приватизации.

В обоих процессах имущество из государственной формы собственности переходит в частную независимо от субъекта физического или юридического лица.

Все процессы осуществляются при непосредственном участии уполномоченных государственных органов.

Осуществление приватизации в России возможно несколькими способами, которые закреплены в ст. 13 Закона.

Продажа имущества в частную собственность осуществляется: 

 Посредством аукциона в том числе специализированного для акций
 С помощью конкурса
 В рамках публичного предложения
Без дополнительного объявления цены
 По результатам проведенного доверительного управления
 Путем вклада в уставный капитал

В отношении приватизации имущества государства за пределами страны действуют также нормы права иностранного государства, поэтому необходимо их неукоснительное соблюдение.

Главные отличия

Приватизация и разгосударствление рассматривается как часть и целое. Приватизация как разновидность разгосударствления, например, предполагает лишь переход государственного или муниципального имущества в частную собственность.

А разгосударствление во всевозможные виды собственности, в том числе из государственной в муниципальную.

Приватизация в отношении государственного имущества всегда свидетельствует о разгосударствлении.

Тогда как разгосударствление не всегда сопровождается приватизацией и может выражаться в децентрализации порядком управления госимуществом.

Разница в оформлении

Оформление приватизации и закрепление за частным лицом всех прав на объект осуществляется по общему правилу.

Например, как в случае приобретения в собственность по договору купли-продажи.

Сделка в обязательном порядке проходит регистрацию в Регпалате, в противном случае она может быть признана недействительной.

Приватизация, в большинстве случаев, оформляется на платной основе, но возможны исключения в виде бесплатной передачи прав, например, в отношении жилищного фонда.

Разница между разгосударствлением и приватизацией заключается в том, что последняя регулируется отдельными нормативными актами.

Тогда как разгосударствление осуществляется также на иных актах, прямо содержащих сведения о порядке и способах проведения разгосударствления.

Полученные преимущества

При приватизации и разгосударствлении главное преимущество для частных лиц заключается в приобретение прав собственности на приватизированное имущество.

Это позволяет использовать его в личных и предпринимательских целях, отдавать в залог и иными способами распоряжаться таким имуществом.

Для государства и муниципалитетов приватизационный процесс предоставил возможность уменьшить расходы, связанные с эксплуатацией переданного имущества.

Кроме этого возмездность сделок предполагает пополнение бюджетов соответствующего уровня.

Преимуществом разгосударствления является и демонополизация и многополярность экономики, что важно в кризисное время.

Возможные недостатки

Недостатком приватизации, особенно жилого фонда, которая является безвозмездной, низкая стоимость приватизированного имущества.

В частности имущественные комплексы ранее приватизировались существенно ниже их рыночной стоимости и реальной цены.

При разгосударствлении несмотря на то, что происходит демонополизация и борьба с коррупцией, многие субъекты предпринимательства не выдерживают здоровой конкурентной борьбы и уходят с рынка.

В результате предприятия, являющиеся ранее доходными, при неумелом и неопытном управлении признаются несостоятельными, их работники вынуждены искать новые места для трудоустройства.

В заключении отметим, что неверное определять понятия приватизации и разгосударствления как тождественные, ошибочно также подменять одно понятие другим.

Приватизация лишь одно из немного средств, позволяющих достичь главной цели – разгосударствления после периода планово-командной экономики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.