Согласно законодательству, приватизация является бесплатной. Но, граждане сталкиваются с нотариальным оформлением некоторых копий, с оформление некоторых документов. За всё это нужно заплатить! Так сколько стоит приватизация квартиры на самом деле?
Особенности оформления жилья в собственность
Оформить в свою собственность квартиру имеют право все граждане, которые постоянно в ней зарегистрированы, включая несовершеннолетних детей.
Право пользования и регистрации на данной жилплощади возникает на основании договора соцнайма или ордера (до 1995 года граждане заселялись в квартиры именно по ордеру).
Основной закон, который регулирует оформление жилья в собственность граждан — Законом «О приватизации» № 1541-1 от 04. 07. 1991 года.
Порядок действий
Прежде чем приватизировать квартиру, необходимо убедиться, что данное жильё можно передавать в собственность граждан.
В ст. 4 закона № 1541 – 1 сказано, что нельзя приватизировать:
- жильё в общежитиях;
- служебное жильё;
- жильё, находящееся в аварийном состоянии (заключение);
- жильё, расположенное в закрытых военных городках и гарнизонах;
- жильё, расположенное в природоохранных и заповедных зонах.
Убедившись, что занимаемая квартира не попадает ни под один из этих критериев, можно приступать к сбору необходимых документов.
В первую очередь, необходимо получить письменное согласие на приватизацию от всех, кто имеет прописку на данной жилплощади. Дать согласие обязаны и дети.
Если кто-то из родственников не желает получать в собственность именно это жильё, то он может отказаться в пользу любого из своих родственников, имеющих прописку в квартире.
Отказ оформляется в письменной форме и в обязательном порядке должен быть заверен у нотариуса. Дети до 18 лет не имеют права отказываться от собственности!
Получив письменное согласие от всех родственников, прописанных в квартире, необходимо написать заявление. Оно пишется от каждого члена семьи.
Затем:
- Необходимо подготовить пакет документов.
- Посетить жилищный отдел в администрации по месту нахождения квартиры.
- Сдать документы специалистам.
- Дождаться решения о приватизации.
- Если оно положительное, то все заявители приглашаются на оформление и подписания договора передачи помещения в собственность.
- Затем договор необходимо передать в Росреестр по месту регистрации квартиры.
- Получить на руки свидетельство о собственности.
Необходимый пакет документов
Чтобы оформить в собственность квартиру, необходимо подготовить пакет документов, в который входит:
Заявление | оно оформляется от имени всех желающих участвовать в приватизации. Если есть «отказники», то нужно приложить нотариально заверенные отказы |
Копии паспортов и свидетельств о рождении | всех заявителей |
Технический и кадастровый паспорт на квартиру | если этих документов нет, то необходимо обратиться в БТИ и кадастровую палату соответственно. За изготовление этих документов нужно будет оплатить некоторую сумму |
Договор соцнайма | или ордер на вселение |
Выписка из домовой книги | в которой указан перечень лиц, имеющих постоянную регистрацию на данной жилплощади |
Справка о том, что он ранее не использовал своё право на приватизацию | согласно ст. 11 Закона № 1541 – 1, граждане имеют право только 1 раз в жизни получить жильё от государства бесплатно. Исключением являются дети до 18 лет. Они могут 2 раза в жизни участвовать в программе, если 1 раз был до 18 лет. Справка предоставляется в том случае, если заявитель приехал из другого муниципального образования |
Выписка из лицевого счёта | о том, что на данной квартире нет долгов по коммунальным платежам |
В зависимости от ситуации, могут потребоваться дополнительные документы:
Доверенность от всех совершеннолетних, прописанных в квартире | она необходима в том случае, если оформлением собственности занимается 1 член семьи от лица всех |
Свидетельство о смерти | тех, кто был ранее прописан в квартире |
Если кто-то из заявителей менял фамилию (заявление) | то необходима копия документа о смене |
Если в квартире прописан ребёнок, который находится под опекой или попечительством | то необходимо получить разрешение от органов опеки на приватизацию |
Кто может принимать участие
Согласно ст.2 Закона № 1541 – 1 , принимать участие в приватизации квартиры или дома имеют право все граждане, которые имеют прописку на данной жилплощади.
Могут быть прописанными в данной квартире только те, кто указан в договоре социального найма.
Право пользования данной квартирой возникает на основании такого договора или ордера. Договор соцнайма оформляется на 1 члена семьи.
В договоре он указывает, кто будет с ним проживать. Этих граждан включают в договор, и они могут прописаться в данной квартире.
Стоимость приватизации квартиры в 2017 году
Согласно ст. 1 Закона № 1541 – 1, приватизация – это передача в собственность гражданам жилья, которое принадлежит государству, на бесплатной основе.
То есть, само оформление передачи не стоит гражданам ни копейки! Однако приходится платить за оформление некоторых документов, и за регистрацию сделки в органах Росреестра.
Можно приватизироваться квартиру самостоятельно, а можно с помощью агентства недвижимости.
Стоимость их услуг зависит от «сложности» оформления сделки и от «объёма» документов, которые необходимо собрать.
«Самостоятельная» приватизация может обойтись гражданам порядка 8 000 – 10 000 рублей.
В эту стоимость будет входить изготовление технического и кадастрового паспорта, а также нотариальное заверение необходимых бумаг.
С помощью риэлтора
Чтобы самим не бегать по инстанциям и не оформлять бумаги, заявители могут обратиться в любое агентство недвижимости к специалистам за помощью.
Их услуги стоять определённую сумму. Агентство нужно выбирать тщательно. От этого зависят не только финансовые, но и временные затраты.
Стоимость услуг специалистов по оформлению в собственность государственных квартиры зависит от «сложности» сделки и «объёма» собираемых документов.
В среднем, по Москве стоимость услуг таких специалистов примерно следующая:
Если все документы в порядке, их нужно просто правильно собрать и подать в регистрирующие органы | 9 000 рублей |
Если есть необходимость сбора документов и перевода лицевого счёта на другое лицо | 15 000 рублей. Перевод лицевого счёта на другое лицо необходим в том случае, если ответственный квартиросъёмщик (то есть наниматель жилья по договору соцнайма) умер или выписался по другому адресу |
Если утерян ордер, то необходимо его восстановить | стоимость услуги по сбору документов на приватизацию и восстановление ордера – 18 000 рублей |
Передача в собственность служебной или ведомственной недвижимости | 15 000 рублей |
В Московской области цены на услуги специалистов ниже | примерно на 3 000 – 4 000 рублей |
Цена срочной приватизации квартиры в Москве | может достигать 30 000 – 50 000 рублей |
Размер госпошлины
Платить необходимо за регистрацию договора передачи квартиры в собственность граждан. Регистрацию производит Росреестр по месту нахождения жилья.
Приватизация, как сделка, приравнивается к регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно пп. 22 п. 1 ст. 333. 33 НК РФ, государственная пошлина за совершение данного юридического действия для граждан равна 2 000 рублей.
Квитанцию об оплате этой суммы необходимо представить, когда будет подаваться договор на регистрацию.
Если есть какие-либо препятствия для оформления квартиры в собственность, то необходимо подавать исковое заявление в суд.
Государственная пошлина по таким исковым заявлениям составляет 300 рублей. Об этом говорится в пп. 3 п. 1 ст. 333. 19 НК РФ.
Видео: сколько стоит приватизация квартиры?
Продлевается ли бесплатная передача в собственность
Так как примерно 1/3 жилого фонда нашей страны до сих пор принадлежит государству, то программу приватизации продлевают.
Она должна была закончиться в марте 2017 года. Но в конце февраля текущего года депутаты приняли решение продлить бесплатную передачу жилья в собственность граждан ещё на 1 год.
Федеральным законом от 29. 02. 2017 года № 33-ФЗ в Закон № 1541 – 1 были внесены изменения, касающиеся продления срока программы бесплатной приватизации.
На сегодняшний день, эта программа продлена до 01. 03. 2017 года.
Сколько стоит приватизация квартиры после 1 марта 2017?
Если в марте следующего года не будет принят аналогичный закон, то с 01. 03. 2017 года оформление в собственность государственных квартир будет платным.
Это уже будет не приватизация, а выкуп у государства жилья. Примерная стоимость будет рассчитываться исходя из её кадастровой стоимости и рыночной стоимости аналогичного жилья.
Данное положение касается и оформления в собственность комнаты в коммунальной квартире и садового участка.
Возможные дополнительные расходы
При оформлении квартиры в собственность обязательно возникают расходы:
Само оформление и заключения договора передачи жилья в собственность | является бесплатным. Но к этому ещё нужно «подойти», оформив нужные документы |
Выписки из домовой книги и лицевого счёта | как правило, это бесплатно. Однако власти регионов имеют право установить плату за выполнение данной услуги. |
Если понадобится справка о том, что данный заявитель не участвовал ранее в приватизации, то её необходимо получить | при заселении в квартиру до 1999 года, данная справка выдаётся в БТИ. Если же квартира была оформлена в пользования после 1999 года, то получить справку нужно в Росреестре. Стоит она 200 рублей |
Иногда необходимо получить дубликат ордера на вселение или договора социального найма | стоимость этой услуги устанавливается органами местного самоуправления, но обычно не превышает 100 рублей |
Изготовление технического паспорта на квартиру | это самое дорогое. Стоимость этой услуги устанавливается региональными властями и зависит от нескольких факторов. Например, узаконена ли в квартире перепланировка. Срок изготовления технического паспорта – 21 день. Примерная стоимость по стране – 3 000 – 5000 рублей. Если необходимо срочно получить этот документ, то цена может вырасти в несколько раз. Срочное изготовление составляет примерно 3 дня |
Кроме расходов на оформление необходимых бумаг, заявителей могут «ожидать» и дополнительные расходы:
Услуги нотариуса | от лица заявителя, как правило, выступает один человек, а остальные оформляют на него нотариальную доверенность на ведение дел. Стоимость одной доверенности примерно 1 000 рублей |
Если кто-то хочет оформить отказ, то его также нужно заверить у нотариуса | стоимость этой услуги несколько ниже, чем оформление доверенности – примерно 800 рублей |
Сэкономить при оформлении в собственность государственной квартиры можно! Но нужно выбрать, что экономить – время или средства.Если нужно сэкономить время | то нужно обратиться в специальную юридическую фирму, которая оказывает помощь гражданам при приватизации. Стоимость услуг посредников примерно 10 000 рублей |
Если нужно сэкономить средства | то можно заниматься оформлением самостоятельно, каждый раз собирая всех заявителей |
Суть бесплатной передачи жилья гражданам в том, что бесплатным является только оформление договора передачи жилья. Все остальные услуги – платные.
Стоимость оформления в собственность государственной квартиры может обойтись заявителям в 10 000 – 20 00 рублей, в зависимости от того, кто будет этим заниматься и и все ли документы на квартиру в наличии.