Сколько стоит приватизация

Приватизация подразумевает под собой бесплатность. Но, порой, оформление сделки может стоить заявителям не одну тысячу рублей. так за что приходится платить?

Передача в частную собственность гражданам России государственного имущества, является обычной общегражданской сделкой.

Но чтобы её заключить и оформить вещное право на данное имущество, необходимо собрать много бумаг.

Список документов зависит от того, на какую конкретно недвижимость оформляется право.

Подготовить и собрать воедино все нужные бумаги порой бывает очень сложно. Поэтому граждане обращаются к риелторам и юристам, которые помогут подготовить документы для сделки в кратчайшие сроки.

Программа приватизации государственного имущества была разработана и запущена в 1992 году.

Она касалась государственного жилья, государственных земель, государственных гаражей и государственных предприятий.

Когда программа только разрабатывалась, Правительство планировало, что вся государственная собственность перейдёт «в руки» граждан уже к 2005 году.

Но это не произошло! До сих пор, 1/3 государственной собственности не оформлено на граждан.

Это говорит о том, что в программе есть некоторые недоработки, и граждане не торопятся оформить частную собственность.

Но в приватизации есть несколько важных моментов: 

 Сделка возможна только для лиц имеющих гражданство нашей страны. Иностранцы и лица, не имеющие российского паспорта, не могут принимать участие в программе
  Оформить собственность бесплатно можно только 1 раз за всю жизнь. Но на несовершеннолетних это правило не распространяется. Если ребёнок участвовал в сделке до своего совершеннолетия, то данное право за ним сохраняется в полном объёме
 Дети не имеют законного права отказываться от оформления на них права собственности на государственную недвижимость. Если они имеют право участвовать в программе, то их отказ приведёт к признанию сделки недействительной
 Участвовать или нет в сделке это воля каждого гражданина. Участвовать или нет в приватизации конкретного имущества или нет – выбор есть всегда! Исключение – дети
 В региональном и федеральном законодательстве указаны такие категории недвижимости, сделка по передаче собственности с которыми запрещена

Законное обоснование

Оформление государственного имущества в собственность граждан происходит по нормам Закона «О приватизации» № 1541-1 от 04. 07. 1991 года.

Но сама сделка, как юридический факт, заключается на основании норм и положений Федерального Закона от 21. 07. 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Кроме того, в зависимости от объекта приватизации, необходимо пользоваться и другими законами: 

  1. Земельным Кодексом.
  2. Лесным Кодексом.
  3. Жилищным Кодексом.
  4. Законом «О дачной амнистии».
  5. Другими «узкими» нормативными актами.

Во всех вышеперечисленных законах есть положения о приватизации того или иного объекта.

Например, Закон «О дачной амнистии» и Земельный Кодекс регулируют передачу в собственность граждан муниципальных и государственных участков земли.

Требуемые действия

Та недвижимость, которую предстоит оформить в собственность, не влияет на то, как нужно действовать заявителям при оформлении права.

Для того чтобы сделка состоялась, необходимо выполнить следующий порядок действий:

 Убедиться, что данное имущество подлежит приватизации. Существует перечень объектов недвижимости и имущества, которые в силу действующего законодательства, нельзя разгосударствлять. Для того чтобы получить нужную информацию, необходимо обратиться к специалистам администрации муниципального образования, или к юристам
 Если в законах запрета нет то следующим шагом является сбор письменных согласии со всех кто, имеет право участвовать на законных основаниях. Приватизация – это добровольное участие, поэтому заставлять и принуждать никого не нужно. Потенциальный собственник имеет право отказаться и написать нужную бумагу, заверив ее у нотариуса. При этом своего права на бесплатную приватизацию он не теряет
 Теперь нужно собрать все документы, необходимые для заключения сделки.  Документы могут быть обязательными и дополнительными. Обязательные нужны в любых случаях, а дополнительные зависят от предмета сделки и от ситуации
 Все документы необходимо сдать на рассмотрение в соответствующий отдел администрации или же в МФЦ, которые имеются уже практически во всех крупных городах нашей страны. Здесь же специалист выдаст бланк заявления, которое должен будет написать каждый, даже отказник
 Документы будут находиться на рассмотрении в течение 1 -2 месяцев. По истечении этого срока они обязаны принять какое-либо решение, и оповестить о нем каждого заявителя. Если оно будет положительным, то заявители приглашаются на подписание договора о передачеимущества. Отрицательный (уведомление) же ответ должен быть дан в письменной форме и обоснован ссылками на закон
 Все заявители должны подписать договор, после чего его необходимо зарегистрировать в органах Росреестре. Через месяц после сдачи договора и необходимых документов, заявителям выдадут свидетельство о собственности и зарегистрированный договор. Эти документы необходимо хранить, так как они понадобятся, если собственники решат отчуждать своё право собственности

Первоначальный пакет документов

Для оформления собственности на государственное имущество, необходимо подготовить пакет документов.

Его «объёмность» зависит от предмета сделки. Но есть документы, которые необходимо подготовить в первую очередь.

Такие как:

 Личные документы заявителей к ним относятся: 

  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство о рождении, если заявителю ещё не исполнилось 14 лет
 Документы на объект недвижимости вся техническая и кадастровая документация
 Документы, подтверждающие, что заявители имеют право пользоваться объектом недвижимости на законных основаниях:

  1. Договор социального найма.
  2. Ордер на вселение.
  3. Акты органов государственной власти, предоставивших приватизируемый объект в пользование.
  4. Другие документы, которые могут подтвердить законность пользования

В процессе оформления сделки может возникнуть необходимость в дополнительных документах.

Таких как:

 Свидетельство о браке или другой документ, подтверждающий смену ФИО (свидетельство). Он необходим, если в правоустанавливающих документах и по факту есть разница в инициалах заявителя
 Справку с подтверждением адреса такая ситуация может возникнуть, если в правоустанавливающих документах и по факту есть отличия в адресе нахождения объекта. Например, в документах на пользование указано «ул. Акад. Маршала», а по факту «ул. Академика Маршала»
 Разрешение из органов опеки и попечительства
 Нотариальная доверенность если от лица всех заявителей действует только один из них
 Справка о том,что заявитель не использовал своё право на приватизацию этот документ необходим, если один из заявителей приехал из другого города и другие документы

Кто имеет право участвовать

Право принимать участие в программе имеют те граждане, которые могут пользоваться предметом сделки на законных основаниях.

К таким основаниям относятся:

 Договор социального найма жилого помещения
 Ордер на вселение на данную жилплощадь
 Членство в садовом товариществе или кооперативе
 Членство в гаражном кооперативе подтверждается членской книжкой
 Право бессрочного пользования участком земли
 Право наследуемого владения на землю
 Другие основания предусмотренные вышеуказанными нормативными актами

Право пользования должно быть подтверждено документально. Если документов нет, то их можно восстановить.

О целесообразности сохранения бесплатной приватизации читайте в статье: бесплатная приватизация.О возникающих особенностях современного этапа приватизации, читайте здесь.

Но это займёт некоторое время, так как установить собственника приватизируемого имущества порой бывает довольно сложно.

Стоимость приватизации

Приватизация подразумевает под собой безвозмездную основу. Но это касается только самой передачи в собственность государственного имущества.

Граждане должны платить за изготовление документов, государственную пошлину и оплачивать услуги нотариуса по необходимости.

А если нанимать специалистов, то стоимость приватизации вырастет на несколько десятков тысяч рублей.

При долевом строительстве

Если заявителей несколько, то объект сделки будет приватизирован в долях. Например, в квартире прописано 6 человек. После сделки у каждого из них будет по 1/6 части квартиры.

Один из заявителей может отказаться от приватизации в пользу другого своего родственника, имеющего право на участие в сделке.

Тогда доля отказавшегося переходит к нему. Например, прописано 6 человек, но 1 отказался в пользу другого родственника. После сделки у 5-рых будет по 1/6 части, а у одного 2/6 части.

Государственная пошлина за регистрацию права собственности – 2 000 рублей. Этот платёж, как и любые другие платежи при оформлении права, заявители должны разделить между собой поровну.

Это не значит, что нужно принести несколько разных квитанций. Квитанция должна быть одна, но будущие собственник должны «скинуться» на её оплату.

По рыночной цене

Если один из заявителей уже израсходовал своё право на бесплатную передачу в собственность государственного имущества, он может выкупить у государства другой объект. Сколько будет стоить платная приватизация?

Этот процесс уже не будет считаться приватизацией в законном смысле, так как он подразумевает под собой возмездный характер сделки.

Выкуп государственного имущества осуществляется по кадастровой стоимости объекта приватизации.

Узнать её можно в кадастровой палате по месту регистрации объекта. Но может быть и так, что данный объект ещё не оценён и на кадастровый учёт не поставлен.

Тогда эта процедура «ложиться» на плечи заявителя. Она довольно длительная и дорогая.

Нужно провести межевание, определить местоположение объекта на карте региона и получить кадастровый паспорт. Стоимость таких услуг может вырасти до 20-25 тысяч рублей.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости приближена к рыночной стоимости объекта в данном регионе. Поэтому выкуп госимущества может обойтись гражданам «в копеечку».

При срочном оформлении

Может возникнуть такая ситуация, что некоторые документы понадобятся в срочном порядке. За срочность специалисты берут дополнительную плату.

Самый «дорогой» документ – это кадастровый паспорт. Его делают порядка 1 месяца, и стоит услуга около 5-7 тысяч, в зависимости от региона. Срочное оформление этого документа будет стоить примерно в 2 раза дороже.

Это касается оформления всех документов. За срочность всегда нужно платить сумму, в несколько раз превышающую реальную стоимость услуги.

С помощью риэлтора

Приватизация может отнять много времени и сил. Для того чтобы сэкономить время, можно обратиться в юридическую контору или к риелтору.

Это поможет сэкономить время, но не денежные средства. Какая цена услуги по приватизации с помощью специалистов?

Стоимость услуг специалистов зависит от «сложности» оформления документов и сопровождения сделки.

Можно заключить договор со специалистами только на сбор и подготовку необходимых документов. Некоторые из них имеют ограниченный «срок годности», поэтому новичок может потерять много времени, оформляя их и «бегая по кругу».

Специалист знает всю специфику по подбору нужных документов, поэтому он их подготовит в кратчайшие сроки.

Можно нанять специалиста для сопровождения сделки. Сюда входит проверка законности оформления договора передачи, а также соблюдение всех законных условий сделки.

Например, чтобы исключить условия признания приватизации в будущем недействительной.

Поэтому, нанимая специалистов, стоит понимать, что стоимость их услуг может превышать 20 – 50 тысяч рублей, в зависимости от услуг, которые он будет оказывать клиенту.

Учитывая все вышеописанные расходы, стоимость приватизации может превысить 50 тысяч рублей.

Но многие граждане идут на такие расходы, так как речь идёт о приобретении права собственности на государственную недвижимость.

А если заявителей несколько, то бремя расходов «ложиться на плечи всех заявителей.

Возможные непредвиденные расходы

В ходе оформления сделки могут возникнуть непредвиденные ситуации. Частая из них – немотивированный отказгосударственных органов.

Отказать в приватизации могут в следующих случаях:

 Представлены не все документы поэтому процесс по приватизации не может быть осуществлен
  Указаны недостоверные сведение например, было изменение фамилии или имени, или другие данные
 В сделке участвует лицо уже использовавшее свое право когда человек приехал из другого региона, где уже принимал участие в приватизации
 Данный объект приватизировать нельзя в силу закона и некоторые другие обстоятельства

В любом случае, отказ должен быть составлен в письменном виде и обоснован ссылками на действующее законодательство.

Если заявитель считает, что отказ неправомерный, он может обратиться в суд для решения спора.

В случае обращения в суд

Если заявитель или заявители решат обращаться в суд, то сделать это нужно по месту регистрации спорного объекта. Дела о незаконном отказе в приватизации рассматривает городской или районный суд.

В суд подаётся исковое заявление. Унифицированной формы данного документа не существует, но он должен быть составлен в соответствии со ст. 131 и 132 ГПК РФ.

Неправильно составленное исковое заявление может являться основанием для отказа в рассмотрении дела.

В иске необходимо привести доказательства того, что государственный орган отказал в оформлении собственности на государственное имущество незаконно.

Кроме того, в иске должна быть следующая информация:

 Об истце данные паспорта
 Об ответчике в данном случае, это орган государственной власти, который выдал заявителю отказ в оформлении сделки по передаче права частной собственности на государственное имущество
 Просьба признать решение органа местной власти незаконной, и обязать этот орган передать спорное имущество в собственность истца
 Если есть то изложить другие требования

Также нужно приложить необходимые документы, которые подтверждают доказательства:

 Копии документов на объект сделки здесь нужно приложить все документы, которые подавались на рассмотрение при подаче заявления на приватизацию
 Копии личных документов истца (истцов, если иск коллективный)
 Копию решения государственного органа об отказе в оформлении собственности на спорный объект
 Другие документы подтверждающие доказательства в иске

Если суд примет решение в пользу заявителя, то орган государственной власти должен будет отменить своё решение в ближайшие сроки.

Тогда будет разрешена сделка, и заявителям остаётся только подписать договор передачи, зарегистрировать его в Росреестре и оформить свидетельство о собственности.

Если же суд оставит решение местной власти без изменения, то истец должен будет оплатить все судебные издержки.

Представлять свои интересы в суде довольно сложно! Поэтому истцы предпочитают нанимать юристов. За их услуги придётся заплатить. Стоимость зависит от сложности дела.

Размер госпошлины

При подаче искового заявления необходимо уплатить государственную пошлину, а квитанцию приложить к иску.

Так как предметом иска является отмена решения государственного органа, то госпошлина за рассмотрение иска не взимается.

Если предметом иска будет являться признание сделки недействительной, то придётся уплачивать пошлину.

Иск о признании приватизации считается неимущественным, поэтому пошлина за рассмотрение иска будет 200 рублей.

В случае, если решение суда первой инстанции не устроит истца, то можно подавать жалобу в вышестоящую инстанцию.

Размер государственной пошлины будет зависеть от предмета иска. Стоимость услуг адвоката будет зависеть от сложности процесса.

Программа бесплатной приватизации жилья действует до 2017 года, а земельных участков – до 2018 года.

Если программу не продлят, то передача недвижимости в собственность граждан будет платной!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.