Ипотека, как и любое другое долговое обязательство, рано или поздно заканчивается.
Но прежде чем насладиться радостью полноценного обладания собственной жилплощадью необходимо снять обременение и получить на руки «чистые» правоустанавливающие документы.
Куда обращаться с этим вопросом, как долго будет длиться процедура, какие необходимо подавать документы и заявления, а также, сколько это будет стоить.
Правовое регулирование
Основными правовыми актами, регулирующими законное снятие обременение с квартиры по ипотеке, являются:
- закон «Об ипотеке», № 102-ФЗ от 16.07.98г.;
- закон «О регистрации» ФЗ № 122 от 21.07.1997г.
В момент регистрации договора ипотеке в Регистрационной палате происходит официальное оформление ограничения возможности заемщика распоряжаться покупаемой собственностью до исполнения своих обязательств перед банком.
Для того, чтобы стать настоящим владельцем недвижимости необходимо обратиться в органы Росреестра с собственноручным заявлением.
Закон «О регистрации» разрешает сделать это одним из удобных способов:
Лично | прийти в органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии |
Почтой | допускается отправка подготовленных и нотариально заверенных документов ценным письмом с обязательной описью вложения |
МФЦ | возможность сдать пакет документов в многофункциональный центр оказания государственных услуг помогает жителям небольших городов избежать очередей и больших потерь личного времени |
Интернет | можно подать заявление о снятии обременения с залоговой собственности на официальном портале госуслуг |
Большой выбор законодательно утвержденных вариантов подачи заявлений, существенно облегчает жизнь тем, кто только что «покончил» с ипотекой, завершив все долговые выплаты.
Законное обоснование
Обременение – это ограничение каких-либо прав собственника, вынесенное на законных основаниях.
Ипотечное кредитование – всегда невозможность воспользоваться всеми правами собственника недвижимого имущества, распоряжаться им (продать кому-либо, подаритьвнукам, сдать в аренду, проводить ремонтные работы и перепланировки, менять и т.д.).
Банк оформляет кредитный договор ипотеки и выдает заемщику оговоренную сумму денег на покупку квартиры или дома.
Заемщик покупает недвижимость, получает свидетельство о регистрации права собственности, но в нем есть небольшая ремарка – обременение, то есть ограничение прав собственника.
Согласно закону «Об ипотеке» снять обременение можно в Росреестре.
Для этого собственник жилье должен после оплаты долга обратиться туда с заявлением о погашении регистрационной записи об ипотеке.
Заявления подают сразу обе стороны – банк-залогодержатель и заёмщик.
Возникающие нюансы
При проведении снятия ограничений с залогового имущества заемщики часто забывают, а скорее просто не осведомлены о некоторых нюансах.
Знание о них может существенно облегчить процесс и уменьшить количество потраченного времени заемщика.
Что нужно знать и помнить для упрощения процесса снятия ограничений с недвижимости:
После уплаты последнего платежа по существующему графику | неважно платите ли вы вовремя или досрочно, в обязательном порядке попросите банковского клерка оформить запрос на выдачу справки о полном погашении ипотеки и выписку со счета, подтверждающую это. Данные документы подготавливаются в течение двух недель, поэтому, заказав их сразу в день последнего платежа можно существенно ускорить процесс |
Бывают ситуации, когда у залоговой недвижимости имеется несколько владельцев-собственников (муж и жена и т.д.) | заемщики, проводящие процедуру снятия ограничений с собственности самостоятельно, обычно подают заявление от лица кого-то одного из собственников. Это неправильно. Если у объекта залога несколько владельцев-залогодателей, то заявление необходимо написать от каждого из них |
В случаях когда не оформлялась закладная на ипотечную недвижимость необходимо | чтобы вместе с собственником жилья в органы Росреестра обращался и уполномоченный на это сотрудник банка (юрист) |
Процедура снятия обременения по ипотеке
Процесс снятия с недвижимости обременения начинается с того, что необходимо полностью погасить свои долговые обязательства перед кредитной организацией, оформившей ипотеку.
Следующим шагом к обретению ничем неограниченной недвижимости является заявление в банк с просьбой выдать погашенную закладную.
Если ипотека была без закладной, то в Росреестр клиента либо будет сопровождать уполномоченный сотрудник банка, либо ему будет выдана доверенность, разрешающая действовать от лица банка.
Затем необходимо собрать пакет документов для подачи их в регистрационные органы.
Следующим шагом является написание заявления о снятии обременения и подача его вместе с пакетом документов любым удобным и разрешенным законом способом (лично, по почте, через интернет и т.д.).
Также если заемщик не имеет возможности самостоятельно заниматься данной процедурой, существует возможность привлечения третьих лиц.
Специально обученные люди (брокеры) за определенную плату вместо залогодателя обращаются в регистрационные органы, подают от его имени заявления и документы.
А сам клиент через некоторое время получает на руки выписку из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним без отметки об обременении.
Прежде чем обращаться в Росреестр, необходимо определиться, нужно ли менять старое свидетельство о праве собственности (зеленку) на «чистое» без отметки об обременении.
Этого можно и не делать, после снятия обременения достаточно иметь выписку из Росреестра.
Но если все же заемщик захочет получить новое свидетельство необходимо в момент подачи заявления уведомить об этом сотрудника регистрационной палаты.
После того как все необходимые документы были приняты в регистрационных органах, придется немного подождать.
Документ о том, что собственность более не находиться под обременением будут готовы по истечению пяти рабочих дней.
Если же клиент писал заявление на замену свидетельства о праве собственности, то новое будет готово в течение месяца.
Порядок снятия обременения по ипотеке несложен и каждый собственник может все сделать самостоятельно.
Оплата госпошлины
В процессе снятия обременения с квартиры или дома многие собственники переживают, что снова придется платить большие деньги за государственную пошлину.
На самом деле снятие каких-либо ограничений с владельца недвижимости осуществляется бесплатно.
Единственный вариант, при котором придется снова раскошелиться – желание получить ничем «незапятнанное» свидетельство о праве собственности.
В данном случае госпошлина возьмется за внесение изменений в «зеленку» (удаление записи об имеющихся ограничениях).
Размер госпошлины определяется законодательно на государственном уровне.
Ипотека на покупку дома с земельным участком читайте в статье: ипотека на земельный участок.Как рассчитать переплату по ипотеке, читайте здесь.
В данный момент стоимость этой процедуры составляет 350 рублей за одно свидетельство.
То есть собственников несколько необходимо будет оплачивать внесение изменений в каждое свидетельство о праве собственности.
В Росреестре
Местом, в котором регистрируются, а затем находятся на учете все ипотечные договора, является Росреестр.
Регистрация закладных, ипотеки, снятие обременения производится в установленном законом порядке.
В Росреестр принимаются:
- Совместные заявления заемщика и кредитора.
- Решения суда о снятии обременения по закону.
- Обращения отдельно держателей закладных и залогодателей.
Все действия заемщика, касающиеся снятия ограничений с ипотечной недвижимости являются бесплатными.
То есть, чтобы снять обременение платить не нужно, все абсолютно бесплатно оформляется в органах Росреестра.
Сроки регистрации
Сам процесс снятия обременения с жилой недвижимости занимает немного личного времени заемщика.
Самый долгий процесс – ожидание выдачи документов от банка (справка о закрытии кредита, выписка со счета и т.д.).
Обычно они подготавливаются в течение 14 дней, но не больше чем за 1 месяц.
В регистрационных органах все происходит намного быстрее. Если заемщик предъявляет сотруднику погашенную закладную, процесс регистрации занимает 3 дня.
В случае если закладная не оформлялась, вместе с заемщиком в Росреестр обязан прийти уполномоченный представитель банка.
Либо кредитная организация оформляет доверенность на имя заемщика, которая дает ему право действовать от лица банка.
В таком случае процесс регистрации займет 5 рабочих дней.
Также важно отметить, что даже если вообще никуда не обращаться сама кредитная организация обязана в течение 30 дней направить в регистрационные органы документы, подтверждающие окончание уплаты долга и разрешающие снять ограничения с залоговой недвижимости.
В судебном порядке
Бывают ситуации, когда снятие обременения по квартире или дому невозможно провести с согласия залогодержателя и приходится проводить данную процедуру в судебном порядке.
Например:
- закрылся или исчез банк;
- пропал заниматель;
- смерть занимателя;
- отказ занимателя снимать обременение с недвижимости в добровольном порядке;
- скончался заемщик.
Если заемщик попал в одну из таких ситуаций ему необходимо предоставить в суд:
Договор об ипотеке | и документ на квартиру, подтверждающий отказ в снятии обременения |
Чеки | и квитанции об уплате госпошлины |
Документы | подтверждающие право на наследование, в случае смерти заемщика |
В данном случае процесс снятия ограничений с недвижимости естественно продлится намного дольше.
Длительное время уйдет на подачу искового заявления в суд, затем будет назначен день заседания суда.
После того как суд вынесет положительное решение, необходимо дождаться вступления этого вердикта в законную силу (как минимум 10 дней).
Предъявить в регистрационную палату вместе со всеми остальными документами и заявление на снятие обременения еще и решение суда.
Необходимые документы
Для того чтобы полноценно вступить в права владения собственными квадратными метрами, необходимо после закрытия ипотеки собрать и предоставить в регистрационные органы пакет следующих документов:
Паспорта заемщика или заемщиков | копии и оригиналы, то есть тех лиц, которые указаны в документы о праве собственности на жилье |
Справка из банка | подтверждающая полное исполнение заемщиком своих обязательств |
Выписка с судного счета | и свидетельство о регистрации права собственности |
Заявление о снятии обременения от заемщика | которое должно быть подписано и заверено уполномоченным на это сотрудником банка |
Закладная на приобретенную недвижимость | оригинал, копия, на которой в обязательном порядке должна быть отметка о погашении и дата этого события |
Договора | ипотеки и купли-продажи |
Квитанция | об уплате государственной пошлины |
В каждой муниципальной единице могут быть свои дополнения в список необходимых документов.
Возможно, потребуются не все документы из данного списка, но лучше приготовить их и взять с собой в Регистрационную палату, чтобы не пришлось повторно приходить на прием.
А еще лучше заранее уточнить список необходимых документов в вашем отделении Росреестра по телефону или на официальном сайте в Интернете.
Образец договора
В обязательном порядке необходимо предоставить в регистрационные органы при снятии ограничений с недвижимости свой экземпляр договора ипотеки, который всегда должен быть «на руках» у заемщика.
Также важно предоставить сотруднику регистрационных органов договор купли-продажи.
Наличие у владельца данных документов является обязательным условием успешного завершения процедуры снятия любых ограничений с бывшей залоговой собственности.
Возможные расходы
Когда оплачен весь долг по ипотеке перед банком, встает вопрос о снятии обременения с квартиры.
Во многих случаях даже банковские сотрудники предлагают уже бывшим сотрудникам свои услуги по проведению процедуры снятия всех ограничений с купленной недвижимости.
Естественно их услуги стоят определенных денег.
Все остальные процедуры бесплатны и дополнительные расходы могут возникнуть в случае желания собственника получить новое свидетельство о регистрации права собственности, в котором уже не будет отметки об имеющихся ограничениях.
Госпошлина за внесение изменений в свидетельство стоит 350 рублей.
Если собственников несколько вносить изменения необходимо в каждую «зеленку», соответственно увеличиваются расходы на государственную пошлину.